Замещение на время отпуска

Задать вопрос юристу бесплатно

В нашей стране абсолютно каждый сотрудник наделен законным правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска. Стандартная продолжительность периода отдыха составляет 28 дней. В некоторых случаях его длина может быть увеличена. Например, для отдельных категорий работников стандартный отпуск может составлять до 56 дней.

Уход сотрудников на заслуженный отдых осуществляется на основании ранее составленного графика отпусков. Во время его формирования, как правило, учитывается режим работы предприятия, а также иные важные особенности. Все это делается для того, чтобы уход подчиненного в отпуск, в конечном итоге, не нанес ущерба рабочему процессу и не затормозил его.

Однако в некоторых ситуациях руководителю все же требуется заменить временно отсутствующего подчиненного другим квалифицированным специалистом. В таком случае процедура замещения должна проводиться в соответствии со всеми установленными законодательными требованиями.

Замещение на время отпуска основного специалиста

Положения современного трудового законодательства содержат в себе информацию о возможности замещения временно отсутствующего сотрудника другим специалистом. При этом руководитель организации либо иное уполномоченное лицо будут вправе выбрать наиболее подходящий вариант замены, из четырех существующих:

  1. Временный перевод другого сотрудника на освободившуюся должность. В таком случае, подчиненный освобождается от исполнения своих основных обязанностей и принимает на себя функции отсутствующего служащего.
  2. Предложение сотруднику совмещение должностей. Если работник согласится, на него, помимо его основных профессиональных обязанностей, будут возложены еще и дополнительные трудовые функции отсутствующего работника.
  3. Прием нового сотрудника на временно освободившуюся должность. В таком случае сотрудник будет исполнять обязанности именно этой должности, без возложения на него дополнительных функций.
  4. Предложение сотруднику по оформлению дополнительных обязанностей временно отсутствующего служащего, за определенную надбавку к регулярной заработной плате. Важным нюансом здесь будет являться тот факт, что дополнительные функции должны выполняться служащим в его основное время работы, в соответствии с установленным графиком. То есть он сам должен успевать исполнять свои основные и дополнительные обязанности.

Временный перевод сотрудника

Особенности и порядок осуществления временного перевода указаны в статье 71 ТК РФ. При этом, в большинстве случаев, перевод включает в себя изменение трудовых функций конкретного работника. Если говорить о переводе на время отсутствия основного сотрудника, можно сказать, что новому служащему вменяются его обязанности в официальном порядке.

В соответствии с установленными правилами перевод может быть осуществлен:

  1. На срок до одного календарного месяца. В некоторых случаях оформление такого перевода может быть осуществлено даже при отсутствии согласия самого сотрудника. Однако это будет законно только в экстренных ситуациях, например, при необходимости устранения производственной аварии либо при иных важнейших факторах и обстоятельствах.
    Еще одним важным нюансом будет являться тот факт, что оформление временного перевода станет возможным лишь в том случае, если текущая квалификация сотрудника позволяет ему принять на себя дополнительные функции временно отсутствующего работника. Например, юрист не сможет взять на себя обязанностей бухгалтера и т.д. За соблюдением данных правил всегда должен следить работодатель, так как при наличии определенных нарушений все последующие претензии от уполномоченных организаций будут предъявляться именно ему.
  2. На срок более одного месяца. Следует отметить, что конкретная дата окончания действия временного перевода может быть вообще не указана во всех основных документах. Например, там допускается указание стандартной формулировки – «до момента выхода основного сотрудника». В большинстве случаев, для оформления временного перевода на срок от одного месяца и более работодателю необходимо будет получить официальное согласие от своего подчиненного. Исключением будут являться лишь ситуации, при которых перевод не приводит ни к каким, даже к самым мельчайшим изменениям условий существующего трудового договора. В таком случае, работодатель вправе оформить приказ, а также иные требуемые документы, без получения предварительного согласия от своего подчиненного.

Замещение руководителя

Как известно, директор компании является таким же полноценным сотрудником учреждения, которому предоставляются все права, предусмотренные действующими нормами законодательства. В список данных прав входит и регулярный уход в оплачиваемый отпуск. В таком случае перед директором, как правило, встает вопрос о том, кому можно доверить функции по его замещению.

Если в организации уже существует такая должность, как заместитель директора, особых проблем с последующей заменой, как правило, не возникает. Заместитель принимает на себя всю ответственность за управление компанией, и, как правило, наделяется полномочиями по подписанию различных документов. Все эти важные вопросы необходимо оговорить с руководителем заранее. Иногда директор, например, не желает, чтобы кто-то подписывал документы в его отсутствие. В таком случае он может посещать организацию для простановки собственных личных подписей.

В том случае, если в организации не имеется официальной должности заместителя директора, руководитель компании вправе сам выбрать ответственное лицо, на которое будут возложены все основные обязанности. Причем передача необходимых полномочий должна осуществляться в официальном порядке. Главным документом здесь будет являться приказ руководителя, в котором будут указаны все основные нюансы и важные подробности. В документ включаются следующие сведения:

  • данные о сотруднике, на которого будут возложены временные обязанности руководителя, а именно – его ФИО, занимаемая должность, наименование структурного подразделения, где он трудится и т.д.;
  • информация о точном сроке, на который данные обязанности возлагаются на сотрудника;
  • сведения о доплате. Как известно, за принятие на себя дополнительных полномочий каждый сотрудник вправе рассчитывать на получение определенной денежной прибавки. Особенности ее начисления, а также точный размер обязательно должны быть зафиксированы в официальном приказе;
  • иные сведения, которые будут иметь прямое отношение к процедуре возложения временных обязанностей на другого сотрудника.

После подписания приказа руководителем с его содержанием должен быть подробно ознакомлен и сам работник, на которого будут возложены временные обязанности. Факт ознакомления подтверждается его личной подписью в положенном месте. Заключительным этапом станет передача приказа в отдел бухгалтерии, для осуществления всех необходимых расчетов и последующего начисления положенной надбавки к основной сумме заработной платы сотрудника.

Отказ от временного замещения

Как показывает современная практика, далеко не все сотрудники желают брать на себя временные обязанности другого работника. Это может быть связано с самыми различными причинами. Например, иногда временный работник принимает на себя огромное количество дополнительных обязательств, оплата за которые, в свою очередь, не стоит подобных усилий.

Некоторые просто не хотят излишне нагружать себя и брать лишнюю ответственность. В таких ситуациях у многих сотрудников возникают вопросы относительно того, могут ли они отказаться от совмещения, и будет ли им за это что-то грозить.

Сразу следует отметить, что действующие законодательные нормы исключают принудительное возложение дополнительных обязанностей на сотрудника, за исключением редких и особенных случаев.

То есть если работник желает исполнять только свои обязательства и не хочет принимать на себя дополнительную ответственность – у него будут иметься законные основания на официальный отказ работодателю в его просьбе. Однако на практике такой сотрудник может столкнуться с определенными сложностями. Некоторые работодатели буквально принуждают подчиненных к оформлению дополнительных функций, угрожая им последующим увольнением, если они откажутся. Сразу следует отметить, что подобные действия начальников полностью противоречат установленным современным нормам и грубо нарушают права подчиненных. В данном случае правда будет полностью на стороне сотрудника. Для того чтобы обеспечить защиту собственных интересов, он может обратиться в трудовую инспекцию, рассказав о сложившейся ситуации.

Иногда на практике возникают и такие случаи, при которых работодатели действительно увольняют своих подчиненных за то, что они отказались взять на себя обязанности временно отсутствующего сотрудника. В подобных ситуациях оптимальным решением станет скорейшее обращение в судебное учреждение. В исковом заявлении обязательно следует указать все важные факты и подробности, а также предъявить соответствующие претензии в адрес бывшего руководства. На основании представленных сведений, суд обязательно вынесет решение в пользу сотрудника. Это решение, в свою очередь, позволит ему не только восстановиться в прежней должности, но и взыскать с работодателя денежные компенсации.

Особенности оплаты временного замещения основного сотрудника

Многих работников, которые намерены принять на себя дополнительные обязанности отсутствующего сотрудника, волнуют справедливые вопросы о том, каким именно образом будет рассчитана надбавка к их основной заработной плате. Сразу следует пояснить, что современные нормы трудового законодательства никак не регулируют данный вопрос. Следовательно, установление порядка оплаты целиком и полностью возлагается на руководителей.

В большинстве случаев начальник основывается на размере регулярного заработка временно отсутствующего сотрудника. Именно эта сумма и прибавляется к сумме доходов работника, который его заменяет.

Однако при необходимости работодателем может быть разработана и иная схема предоставления компенсации. Главное, чтобы этот важный вопрос был оговорен между сторонами трудовых правоотношений заранее, во избежание дальнейших споров и взаимных претензий. В том случае, если сотрудник предварительно согласился с совмещением в устной форме, однако потом увидел сумму надбавки и передумал – он вправе дать работодателю отказ.

Особенности и нюансы оформления временного замещения

Каждый работодатель, как и его подчиненные, должны знать об основных правилах совмещения. Любые ошибки, допущенные в этой важной процедуре, могут быть легко замечены уполномоченными органами, что приведет к установлению денежных штрафов, либо иных мер наказания.

Главным документом при оформлении совмещения, безусловно, является приказ руководителя. В него включаются следующие сведения:

  1. Срок действия созданного документа.
  2. Список дополнительных обязанностей, которые принимает на себя временный сотрудник.
  3. Размер оплаты труда и сумма дополнительной надбавки.

Еще до составления приказа, руководителю необходимо заручиться письменным согласием на совмещение от подчиненного. Получить его можно с помощью оформления официального предложения. Документ может быть составлен в свободной форме, с указанием основных сведений: длительности совмещения, краткого перечня обязанностей и особенностей оплаты. Получив данное предложение, сотрудник будет обязан представить руководителю письменный ответ. Если он будет положительным – работодателю можно будет приступать к формированию официального распоряжения. Если же директор получит отрицательное решение – подобное предложение может быть направлено другому сотруднику.

5.00
Комментариев нет.

А что ВЫ думаете об этом?

Автор:
Текст комментария:
  Я согласен с пользовательским соглашением
Введите код c картинки: