Простой по вине работодателя

Задать вопрос юристу бесплатно
29.08.2019

Даже самое крупное предприятие с умной системой функционирования не застраховано от возникновения самых различных проблем и явлений, результатом которых может стать неожиданный простой. Данное понятие означает фактическую остановку деятельности организации по особым причинам. В некоторых случаях данные причины могут стать следствием неверных действий сотрудников. Например, неожиданная поломка оборудования по причине его неверного использования может стать полноценной причиной для вынужденного простоя.

Однако иногда на практике можно встретить и такие ситуации, при которых работники выполняют свои функции правильно, однако простой на предприятии все равно случается. В данном случае речь, как правило, идет об определенных ошибках со стороны начальства.

Такая мера, как введение вынужденного простоя, очень часто вызывает многочисленные неудобства. Однако в некоторых случаях она действительно является единственно верным решением. С помощью введения принудительного простоя работодатели пытаются сохранить рабочие места, а также как можно скорее устранить все негативные факторы, которые препятствуют дальнейшему функционированию компании.

Естественно, ситуацию с неожиданным введением вынужденного простоя по праву можно назвать неординарной. В данном случае огромное количество сотрудников просто не знает, как реагировать, и что нужно предпринимать в подобном случае.

Так как подчиненные не выполняют свои профессиональные обязательства во время простоя, вполне логично, что работодатель отказывает им и в оплате таких дней. Однако здесь имеются достаточно важные исключения. В подобной ситуации, многое будет зависеть от непосредственных причин простоя, а также от того, по чьей именно вине он произошел.

Порядок и правила оплаты простоя по вине работодателя

К сожалению, современные нормы в области трудового законодательства очень мало внимания уделяют такому важному вопросу, как вынужденный простой организации. В соответствии с представленным определением под простоем необходимо понимать временное приостановление деятельности предприятия по определенным причинам. Если говорить об этих причинах, можно отметить, что наиболее распространенными из них являются следующие факторы:

Как видно, первое место отводится именно экономическим причинам. Это вполне объяснимо, так как современные компании и предприятия нередко испытывают финансовые кризисы. В таком случае у компании, например, могут закончиться денежные средства на закупку необходимого сырья или иных материалов. Такое положение вещей рано или поздно приведет к вынужденному простою.

Что же касается иных факторов – сюда можно отнести, например, технические или технологические проблемы. Они могут быть выражены в закупке нового оборудования, которое еще необходимо настроить, во внесении серьезных изменений в текущий производственный процесс и т.д.

Если же говорить о порядке и особенностях оплаты периода вынужденного простоя, сюда можно отнести такие факторы, как наличие определенной вины за этот простой. Если она принадлежит сотрудникам – работодатель будет вправе отказать подчиненным в оплате времени простоя.

Иногда на практике также возникают и такие ситуации, при которых простой произошел по причине совершенно сторонних обстоятельств, которые не зависели от воли сторон. Следует помнить, что даже в этой ситуации работодатель будет обязан произвести оплату данного периода своим сотрудникам. При этом размер выплаты должен быть не менее, чем две третьих части от основной суммы оклада, который был установлен в отношении данного подчиненного.

Вышеуказанное правило относительно обязательной оплаты вынужденного времени простоя в сумме не менее две третьих от оклада будет действовать и в отношении тех ситуаций, при которых вина за простой целиком и полностью лежит на работодателе.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что работодатель будет обладать законным правом на отказ в оплате времени простоя только в том случае, если вина за этот простой будет лежать на сотрудниках. Здесь также существуют и некоторые нюансы. В частности, сам факт наличия такой вины за подчиненными в обязательном порядке должен быть доказан и соответствующим образом подтвержден. Для этого руководитель вправе провести внутреннее расследование. Всегда следует помнить о том, что отказ в оплате времени простоя будет являться абсолютно незаконным, если у руководителя не будет иметься абсолютно никаких доказательств. Более того, в этом случае у подчиненных будет иметься законное право на обращение в уполномоченную инстанцию с официальной жалобой.

Учет времени простоя по вине работодателя

Время простоя по вине работодателя в обязательном порядке должно быть надлежащим образом учтено и зафиксировано. Только в этом случае сотрудники смогут предъявить официальные требования относительно оплаты данного временного периода. Начальным этапом в оформлении простоя по вине работодателя всегда будет являться составление специального письменного акта. В нем должна быть указана вся важная информация относительно текущей ситуации. В акт заносятся сведения относительно непосредственных причин простоя, текущей даты и времени, в которое он случился, а также иные важные данные.

Помимо этого, в вышеуказанный акт обязательно нужно поместить информацию относительно всех сотрудников, в отношении которых был введен простой. Это может быть, например, как предприятие целиком, так и отдельные его отделы или иные структурные подразделения. В акт также должна быть включена точная либо приблизительная дата возобновления функционирования предприятия.

Если работодатель не против, чтобы работники вообще отсутствовали на своих рабочих местах во время официального простоя – данный факт также обязательно должен быть внесен в составляемый акт. В противном случае, самовольный уход служащих со своих рабочих мест может быть воспринят работодателем, как официальный прогул.

Простой по вине работодателя, положения ТК РФ

Вопросы относительно порядка оплаты времени простоя, который произошел по вине работодателя, регулируются положениями трудового законодательства. Вся необходимая информация содержится в статье 157 ТК РФ.

Помимо этого, в современных нормах законодательства также содержатся и иные важные нюансы относительно простоя по вине работодателя:

  1. Прежде всего, необходимо помнить, что каждый сотрудник, который заметил неисправность или иную неординарную ситуацию в организации, обязан сообщить об этом своему непосредственному руководителю. Сделать это можно в устной либо в письменной форме.
  2. Сам факт начала простоя обязательно должен быть зафиксирован в письменной форме. Для этого уполномоченным лицом создается специальный приказ, в который включается вся важная информация относительно сложившейся ситуации.
  3. Далее в задачи работодателя будет входить установление факта того, по чьей именно вине образовался данный простой. Следует отметить, что здесь может быть все не так однозначно. Иногда для получения максимально точной информации уполномоченному лицу необходимо будет провести служебное расследование.

Оформление приказа о простое по вине работодателя

Приказ о начале простоя будет являться важным документом, в котором фиксируются все основные нюансы сложившейся ситуации. Более того, именно на основании действующего распоряжения бухгалтерия в будущем сможет начислить необходимые денежные средства для оплаты простоя сотрудникам.

Если говорить об обязательных законодательных требованиях, следует отметить, что ни в одном из них не сказано о том, что подобный приказ обязательно должен быть составлен. Следовательно, формирование данного документа целиком и полностью будет зависеть именно от желания работодателя и принятого им решения. Однако существующая практика показывает, что наличие такого приказа нередко является просто необходимым. Именно он может стать полноценным доказательством того факта, что со стороны руководителя все необходимые действия были выполнены надлежащим образом. Помимо этого, наличие данного документа может весьма пригодиться и в случае проверки деятельности организации надзорным органом, например, трудовой инспекцией.

Оформление табеля при простое по вине работодателя

Табель учета рабочего времени представляет собой особый внутренний документ компании, в содержание которого вносятся сведения относительно занятости сотрудников, факта их присутствия на рабочем месте и т.д.

Безусловно, вынужденный простой можно назвать весьма важным событием в любой организации. Следовательно, информация о нем должна быть внесена и в действующий табель учета рабочего времени. Обозначение там простоя также будет отличаться, в зависимости от того, по чьей именно вине он возник.

Если в организации применяется унифицированная форма табеля, в нее должны быть внесены следующие кодовые отметки:

  1. Если виновником простоя является работодатель – напротив соответствующей графы с текущей датой ставится «РП» или код «31».
  2. Если же речь идет о вынужденном простое, который произошел по независящим от сторон причинам, в табельном документе указывается код «НП» или «32».
  3. Если непосредственным виновником простоя стал один либо сразу несколько сотрудников, в табеле указываются следующие данные: «ВП» или «33».

Следует отметить, что применение вышеуказанных унифицированных кодов не является обязательным условием. При желании каждый работодатель может разработать и собственную систему сокращений. Главное, чтобы факт простоя был зафиксирован должным образом в документальном порядке.

Больничный во время простоя

Нахождение сотрудника на больничном является особым периодом времени, по окончании которого у подчиненного будет иметься законное право на получение причитающейся ему компенсации. Денежные средства перечисляются работодателю через Фонд социального страхования. Как правило, сама процедура расчета точной суммы положенной компенсации не вызывает никаких сложностей у ответственных лиц.

Однако иногда на практике можно встретить и такие ситуации, при которых сотрудник уходит на официальный больничный во время введенного в организации простоя. В данном случае сама процедура расчета точной суммы пособия будет включать в себя следующие этапы:

  1. Вначале расчет страхового пособия осуществляется в соответствии с общими правилами. При этом точная сумма напрямую будет зависеть от размера оклада подчиненного, а также от количества лет страхового стажа, которые у него имеются.
  2. Далее работодателю необходимо будет произвести стандартный расчет оплаты труда, которая была бы положена сотруднику, если бы он не ушел на больничный.
  3. Затем полученные результаты сравниваются между собой. Заключительным этапом становится выбор наименьшего значения из имеющихся результатов. Именно эту сумму и получит на руки сотрудник после своего возвращения на рабочее место.

Итоги

Таким образом, оформление простоя по вине работодателя должно происходить по следующим этапам:

  1. Для начала об официальном факте введения вынужденного простоя на предприятии должны быть уведомлены все сотрудники. В данном случае уведомление должно быть передано именно тем подчиненным, которых этот простой коснется.
  2. Следующим этапом будет являться фиксирование факта простоя в документальной форме. Для этого работодателем составляется официальное распоряжение о введении на его предприятии особого режима.
  3. В распоряжение, в обязательном порядке, должны быть внесены все важные сведения, а именно – наименование отделов или иных структурных подразделений, в которых был введен простой, информация о приблизительном времени простоя, непосредственных причинах такого развития событий и иные соответствующие данные.
0

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: