Срок предоставления больничного листа работодателю

Задать вопрос юристу бесплатно
10.07.2023

Получив в медицинском учреждении заполненный и закрытый больничный лист, сотрудник должен принести его работодателю.

Как сказано  в п. 1 ст. 12 Закона от 29.12.1996 года № 255-ФЗ, срок сдачи больничного листа работодателю установлен в течение полугода с того момента, как этот больничный будет закрыт.

То есть, работник должен сдать больничный лист в бухгалтерию работодателя в течение 6 месяцев с даты восстановления работоспособности.

Работодатель не имеет права отказать работнику в приёме и оплате больничного листа, если он сдал его в законные сроки предоставления больничного листа. Тем более, работодатель не имеет права применять никаких штрафных санкций или увольнять работника за прогул.

В течение 10 дней после получения больничного, работодатель должен назначить работнику пособие по временной нетрудоспособности. Выплачивается это пособие в дни ближайшей выплаты заработной платы.

Выплаты по больничному листу рассчитываются в зависимости от:

  • Страхового стажа работника;
  • Его среднего заработка;
  • Продолжительности больничного в днях.

Как известно, часть больничного листа оплачивается за счёт средств ФСС (только первые 3 дня оплачиваются за счёт работодателя). Поэтому работодатель должен отчитываться перед этим фондом за эти средства.

Таким образом, если предыдущий отчёт был сдан без учёта выплат по такому «запоздалому» больничному листу, то можно сдать в ФСС межрасчётную ведомость, а к ней приложить заявление, в котором будет указана просьба на возмещение данной суммы.

К такой межрасчётной ведомости необходимо приложить копии всех документов, которые будут подтверждать данную сумму к возмещению.

Срок предъявления больничного листа работодателю касается как больничных, выданных на своё лечение, так и больничных, выданных по уходу за ребёнком или больным родственником.

Порядок определения срока предоставления больничного листа работодателю

В Федеральном законе №255 содержатся основные положения относительно правил и особенностей оформления больничных документов современными сотрудниками. Там также содержится информация и о том, что заполненный больничный документ должен быть представлен работодателю в течение 6 месяцев. Отсчет данного периода времени необходимо начинать с момента выздоровления физического лица и официального закрытия больничного документа.

Сам факт закрытия больничного документа автоматически означает, что к сотруднику вернулась ранее утерянная им работоспособность. Днем наступления этой трудоспособности можно считать:

  1. Дату, которая была проставлена в больничном документе в специальной графе «Приступить к работе». В соответствии с действующими требованиями данная графа обязательно должна быть заполнена лечащим врачом гражданина. Не всегда дата закрытия больничного документа должна совпадать с датой выхода на работу. Например, закрытие больничного листа состоялось медицинским сотрудником в пятницу. Вполне допустимо, чтобы он указал в графе «Приступить к работе» будущий понедельник.
  2. День, следующий за той датой, которая указывается в графе «По какое число» в соответствующей таблице освобождения от работы. Такой способ нередко применяется в особых ситуациях, при которых сотруднику ранее была назначена дата посещения медицинского учреждения, однако он, по каким-либо причинам, не явился в установленный срок. При этом в момент последнего посещения медицинский специалист признал сотрудника полностью готовым к работе.
  3. День, который следует за датой в графе «По какое число» в соответствующей таблице. Данный вариант может быть применен в том случае, если речь идет об уходе физического лица за ребенком либо иным нетрудоспособным близким родственником.

Во всех вышеуказанных вариантах заинтересованным лицом в обязательном порядке должен быть соблюден установленный срок предоставления больничного листа его работодателю. Как уже было сказано выше, документ подается на стол начальству в течение 6 месяцев. Следует отметить, что, в случае нарушения данного правила, у руководителя будут иметься все основания для отказа сотруднику в принятии больничного документа. Это означает, что служащий лишится своего права на получение денежной компенсации.

Восстановление пропущенного срока возможно, но это решение принимается не работодателем, а представителями уполномоченной инстанции, а именно – ФСС. Содержание такого решения целиком и полностью будет зависеть от того, по какой причине был пропущен ранее установленный срок. Если данная причина действительно будет признана веской и обоснованной – уполномоченное лицо примет решение о восстановлении пропущенного периода. Если говорить о важных обстоятельствах, которые могут быть признаны вескими причинами для пропуска, к таковым можно отнести следующие:

  • длительную болезнь физического лица и плохое самочувствие, которое сделало невозможным своевременное предоставление больничного документа его работодателю;
  • возникновение различных форс-мажорных обстоятельств, которые также сделали невозможным соблюдение ранее установленных сроков обращения сотрудника к его работодателю;
  • возникновение в жизни гражданина срочной необходимости для переезда в другой город;
  • особые личные обстоятельства, которые могут быть признаны действительно вескими причинами, например, смерть близкого родственника и другие трагедии в семье;
  • иные причины, которые действительно можно считать серьезными препятствиями для соблюдения сроков предоставления больничного листа.

Вне зависимости от того, по какой именно причине не был представлен больничный документ, сам факт наличия этого обстоятельства в обязательном порядке должен быть подтвержден. Для этого заинтересованным лицом в уполномоченную инстанцию должны быть представлены все необходимые доказательства.

Какие сроки сдачи больничного устанавливаются для особых регионов, участвующих в пилотном проекте ФСС?

Пилотный проект ФСС представляет собой своеобразный эксперимент, суть которого заключается в осуществлении «прямых выплат». Они, в свою очередь, представляют собой начисление и последующую выплату причитающегося гражданам больничного пособия напрямую, то есть из территориальных органов ФСС. Данный метод применяется в любом случае, вне зависимости от величины пособия, от дней пребывания сотрудника на официальном больничном и т.д.

Считается, что подобные нововведения окажут положительное влияние на текущее положение застрахованных лиц. В частности, теперь при получении причитающихся денежных средств их законные права будут обеспечены максимальной защитой. Положенное денежное пособие будет выплачиваться в сжатые сроки. Это избавит граждан от дополнительного ожидания причитающихся денежных средств. Помимо этого, данный проект призван несколько облегчить работу современных руководителей.

Сейчас в пилотном проекте принимают участие далеко не все регионы нашей страны. Такое разделение вызвало множество вопросов у сотрудников и их работодателей. В частности, их нередко волнуют установленные сроки по сдаче больничного листа. Следует отметить, что в данном случае здесь будут действовать стандартные правила. Даже если речь идет о регионе, который входит в пилотный проект, больничный лист должен быть предоставлен заинтересованным лицом в уполномоченную инстанцию в стандартные 6 месяцев. Отсчет здесь необходимо начинать с момента официального закрытия больничного документа и выздоровления сотрудника. Только при условии обязательного соблюдения установленных сроков гражданин сможет рассчитывать на скорее получение денежной компенсации от местного отделения ФСС.

Если сотрудник подал больничный лист после установленного срока

На практике нередко встречаются такие ситуации, при которых сотрудник, вышедший из больничного, по тем или иным причинам, не сдает вовремя соответствующий документ. В данном случае у работодателя могут возникать вопросы о том, какие действия ему следует предпринимать. Прежде всего, необходимо отметить, что теперь у руководителя не будет иметься права на принятие больничного документа от сотрудника и на последующий расчет причитающегося денежного пособия.

Как только установленный для сдачи больничного листа срок подойдет к концу, полномочия по начислению пособия и принятию больничного документа перейдут к представителям ФСС. Следовательно, работодатель должен порекомендовать своему подчиненному обратиться именно туда.

Дальнейшая схема действий работника будет включать в себя следующие этапы:

  1. Для начала необходимо обратиться в местное отделение ФСС, к которому прикреплен работодатель подчиненного.
  2. Во время первого визита в уполномоченную инстанцию необходимо будет составить личное заявление. В нем указывается просьба относительно восстановления пропущенного срока. Помимо этого, в заявление также помещается информация относительно причин, по которым установленные сроки были пропущены.
  3. Далее уполномоченными представителями ФСС начинается рассмотрение полученной информации. Дальнейшее развитие событий напрямую будет зависеть от того, какая именно причина была указана физическим лицом в его личном заявлении. Если причина будет признана уважительной – значит, представитель ФСС обязательно примет положительное решение и восстановит пропущенный срок. В противном случае требования гражданина относительно восстановления срока будут отклонены. Это, в свою очередь, лишит физическое лицо права на получение денежной компенсации.

Следует отметить, что любое решение органа ФСС может быть оспорено физическим лицом в судебном порядке. Если гражданин абсолютно не согласен с решением уполномоченной инстанции, он всегда сможет подать официальные претензии. Для этого ему необходимо будет составить грамотное исковое заявление. В документе указываются важные сведения относительно сложившейся ситуации и имеющихся у автора претензий. Если они будут признаны обоснованными – решение ФСС аннулируется судебным органом.

4.65

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: