Аттестация педагогических работников
Задать вопрос юристу бесплатноНаверное, каждый современный сотрудник слышал о таком понятии, как «аттестация». Она представляет собой особую процедуру кадрового назначения, основной задачей которой является получение достоверной информации относительно знаний сотрудников. Именно аттестация позволяет определить, соответствует ли квалификация подчиненного занимаемой им должности, а также обязанностям, которые были на него возложены в официальном порядке. В большинстве случаев, аттестация проводится в различных государственных, а также муниципальных учреждениях. Помимо этого, данное мероприятие является обязательным и для определенных профессиональных сфер.
Одной из таких сфер является и педагогическая область. Сотрудники данного направления обязаны регулярно проходить аттестацию. Сам процесс этой процедуры, а также иные важные нюансы, имеющие прямое отношение к ее проведению, регулируются различными локальными нормативными и правовыми актами. Например, основная информация относительно порядка проведения аттестации педагогических сотрудников содержится в таком документе, как Приказ Министерства образования и науки РФ. Именно его положениями должны руководствоваться директора школ и иных образовательных учреждений во время проведения аттестации.
В большинстве случаев обязанности по надлежащему проведению процедуры аттестации возлагаются на кадровых сотрудников соответствующих учреждений. Именно они должны разработать подробный план будущих мероприятий, создать специальную независимую комиссию, а также выполнить иные действия, которые будут требоваться в конкретной ситуации.
Аттестация педагогических работников в 2020 году
В 2020 году Правительством РФ будет уделяться особое внимание современной системе образования. Перед уполномоченным органом было поставлено несколько задач, которые должны быть выполнены в вышеуказанной сфере.
К основным из таких задач можно отнести следующие:
- повышение социального статуса учителя;
- повышение общей репутации данной профессии для привлечения новых кадров и молодых специалистов;
- повышение общего уровня преподавания в нашей стране – создание для учеников максимально комфортных условий, осуществление постоянного контроля над повышением качества знаний и т.д.
Все эти задачи, безусловно, непосредственно связаны и с повышением требований к самим работникам педагогической сферы. Всем известно, что получение молодым специалистом диплома о педагогическом образовании еще вовсе не означает, что он фактически обеспечил себе быстрый поиск работы. Если говорить об основных проблемах, с которыми связываются будущие педагоги, к таковым можно отнести следующие:
- Сложности с трудоустройством. Эту проблему по праву можно назвать наиболее распространенной. Логика здесь достаточно проста – практически все учебные заведения стремятся получить в свой штат уже опытных специалистов, чтобы не тратить время и лишние финансовые средства для их обучения. Следовательно, новичкам без опыта, особенно если речь идет о небольших городках нашей страны, устроиться на работу по специальности практически невозможно.
- Низкий размер назначаемой заработной платы. Если молодому специалисту все-таки удается найти подходящее для него место работы по специальности, он сталкивается еще с одной проблемой – мизерный доход. Это объясняется, прежде всего, тем, что у новичков без опыта отсутствуют различные льготы и надбавки, которые предусматриваются действующими законодательными нормами для педагогов со стажем.
- Наличие постоянных сложностей с последующим повышением текущего уровня квалификации. К сожалению, в нашей стране многие работодатели по-прежнему не желают способствовать повышению квалификации и навыков своих собственных сотрудников. Именно поэтому нередко специалист буквально «застывает» на одном месте, не получая новых знаний и навыков.
Результатом вышеуказанных проблем является лишь одно – у молодых педагогов напрочь пропадает желание связывать свою дальнейшую профессиональную деятельность с работой по собственной специальности. Это, в свою очередь, приводит к появлению постоянного дефицита качественных кадров в сфере педагогики. Такое положение вещей является лишним доказательством того факта, что в современной системе образования действительно требуется проведение достаточно серьезных реформ, направленных на исправление многих недочетов.
Порядок аттестации педагогических работников
Процедура аттестации работников педагогического направления должна проходить в строгом соответствии с установленными правилами и порядком. Начальным этапом в данном процессе будет являться составление официального приказа о проведении данной процедуры уполномоченным лицом. В готовом приказе должны содержаться следующие сведения: причины, по которым должны быть проведены соответствующие мероприятия, сроки, в которые вся процедура должна быть завершена, а также иные сведения, если они имеют прямое отношение к данному вопросу.
После подтверждения приказа, следующим этапом процедуры станет формирование специальной комиссии. В большинстве случаев, создание данного органа осуществляется при участии представителей учреждений исполнительной власти, которые имеются в данном регионе страны. Во время формирования комиссии особое внимание следует обратить на выполнение правила об обязательном присутствии в ней следующих членов:
Желательно, чтобы в состав комиссии были включены и члены профсоюза либо иного объединения, основной задачей которого является защита прав работников. Дело в том, что отрицательные результаты проведенной аттестации, безусловно, будут оказывать негативное влияние на положение служащих. К примеру, при выявлении факта несоответствия квалификации сотрудника занимаемой им должности у его работодателя появится законное право на осуществление увольнения в одностороннем порядке. Именно поэтому очень важно, чтобы интересы педагогов, в данном случае, были защищены максимально.
Приказы об аттестации педагогических работников
Как уже было сказано выше, процедура аттестации педагогических работников должна осуществляться в строгом соответствии с действующими нормами. В противном случае, результаты этого процесса могут быть аннулированы. Если говорить о главном этапе в данной процедуре, сюда можно отнести подготовку и последующее утверждение официального приказа. Он представляет собой распоряжение уполномоченного лица, чаще всего, руководителя образовательного учреждения.
Приказ может быть составлен в свободной форме. Нередко в организациях разрабатывают собственный бланк, в который потом просто проставляются все необходимые сведения. В готовом приказе обязательно должна содержаться следующая важная информация:
- дата составления данного документа, а также его наименование;
- наименование организации, в которой происходит составление данного приказа. Если используется фирменный бланк учреждения – все реквизиты там указываются заранее, так что повторять их в тексте не нужно;
- основные данные о необходимости проведения аттестации педагогических работников;
- сведения о том, на каких именно служащих будут распространяться положения данного приказа. Он может захватывать абсолютно весь коллектив либо, например, его отдельные части;
- данные о мероприятиях, которые будут проведены в ходе аттестации;
- точные сведения относительно устанавливаемых сроков. Здесь необходимо указать дату начала мероприятий, а также определенный день, в который все они должны быть полностью завершены;
- иные данные, которые будут иметь прямое отношение к будущей процедуре аттестации.
В конце документа ставится подпись ответственного специалиста, который занимался его составлением. В большинстве случаев им будет являться начальник отдела кадров. Далее приказ отправляется на согласование руководителю организации. Если у него не имеется никаких возражений относительно содержания данного документа – он ставит свою визу. На этом этап формирования приказа можно считать завершенным.
Центр аттестации педагогических работников
В настоящее время во многих городах нашей страны можно встретить центры аттестации. Они представляют собой особые учреждения, основной задачей которых является подготовка педагогов к дальнейшей процедуре аттестации, а также выполнение иных требуемых мероприятий по данном вопросу. Помимо этого, перед этой организацией поставлены и иные задачи, например:
- обеспечение целенаправленного и непрерывного повышение квалификации, как опытных педагогов, так и новичков в данной профессиональной области;
- приложение максимальных усилий для повышения общего качества современного педагогического труда;
- выявление новых перспектив для использования потенциальных возможностей сотрудников;
- установление уровня необходимости в процедуре повышения квалификации;
- учет действующих положений законодательства, а также различных требований федеральных органов, имеющих прямое отношение к вопросу проведения аттестации;
- выполнение иных мероприятий, которые будут необходимы для проведения действительно качественной процедуры аттестации.
Предоставление соответствующих услуг центрами аттестации, как правило, осуществляется на основании официально заключенного договора. Этот договор нередко подписывается с работодателями – директорами различных образовательных учреждений.
Цель аттестации педагогических работников
Аттестацию по праву можно назвать весьма полезной процедурой, ведь в процессе ее осуществления она исполняет следующие цели:
- Постоянное повышение общего уровня подготовки современных сотрудников педагогической области. С помощью аттестации служащие регулярно получают новые знания, пребывают в курсе последних изменений, которые были внесены в действующие законодательные нормы и т.д.
- Улучшение качества знаний, которые выдаются современным ученикам. Только при условии предоставления знаний действительно высокого качества можно улучшить современную систему образования.
- Создание необходимых условий для постоянного повышения уровня заработной платы данных сотрудников. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на общий спрос, актуальность и популярность данной профессии.
- Улучшение уровня заработной платы в отдаленных регионах нашей страны, включая небольшие городки, а также сельскую местность. Как известно, именно в таких местах педагоги, чаще всего, получают мизерные заработные платы за свой важный труд.
- Осуществление постоянного контроля над исполнением действующих требований уполномоченных органов относительно проведения процедуры аттестации.
Итоги
Процедура аттестации работников сферы образования будет включать в себя следующие этапы:
- Создание соответствующего приказа уполномоченным лицом. В документе обязательно должна быть отражена причина формирования данного документа. Помимо этого, обоснованность его создания необходимо подкрепить ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты.
- Формирование комиссии. К ее составу необходимо отнестись максимально внимательно. В противном случае, официальное заключение данного органа может быть признано недействительным. В состав комиссии обязательно нужно включить одного члена профсоюза либо иное лицо, которое способно защитить интересы служащих.
- роведение основных мероприятий по аттестации. Сюда может входить предоставление сотрудниками ответов на различные устные вопросы, прохождение тестов на знание современных законодательных норм, а также выполнение иных требуемых задач. Подробный план аттестации желательно разработать и утвердить заранее.
После выполнения всех вышеуказанных мероприятий комиссией должны быть подготовлены официальные заключения на каждого сотрудника.