Коучинг в обучении персонала

Задать вопрос юристу бесплатно
14.03.2019

Обучение персонала, на сегодняшний день, является востребованным направлением. Всё больше руководителей приходят к выводу, что персонал необходимо обучать, и тех знаний, которые были получены во время учёбы, катастрофически не хватает. Сегодня появилось много новых методов обучения как в рамках рабочего места, так и вне его. Руководители настаивают на том, чтобы их сотрудники посещали семинары и конференции, чтобы слушали лекции и проходили тренинги.

В последнее время руководители предприятий всё чаще стали употреблять слово «коучинг» в связи с обучением своих работников. Что это такое? Как можно определить и расшифровать данное понятие простыми словами?

Что такое коучинг

Это иностранное слово, оно произошло от английского слова «коуч» (coach). Это сленговое слово появилось в студенческих кругах Великобритании и означало «частного репетитора». Точнее сказать, слово «coach» существовало и раньше, и обозначало оно, как ни странно, «тележку» или «карету».

Коучинг – это деятельность, которая ориентирована на конкретного человека, она позволяет ему обеспечить условия для самореализации и добиться успеха в своей деятельности. Но самостоятельно осуществить такую деятельность практически невозможно. Поэтому обращаются к специалистам. Они называют себя «коучами».

Можно сравнить коучинг с тренингом, но это не одно и тоже. Порой даже сами коучеры и тренеры не могут объяснить, в чём заключается разница этих понятий. Если спросить у специалистов, что такое коучинг простыми словами, то можно получить такую характеристику: «коуч не учит, а помогает человеку найти свой собственный путь» и «подопечный коуча должен «услышать ответы на все свои вопросы внутри самого себя».

Всё намного проще! Тренер проводит занятия с группой людей, он работает целым коллективом, помогает группе людей достичь «совершенства и успеха». Коучер же работает с конкретным человеком, то есть индивидуально. Он помогает «усовершенствоваться и добиться успеха» конкретной личности. Нередки случаи, когда тренер берёт себе индивидуальную «подработку», а коучер – групповую. Тем самым, тренер не перестаёт быть тренером, а коучер – коучером. Но это только смешение понятий и определений.

Бизнес коучинг

Это процесс взаимодействия между коучером и бизнесом. То есть один коучер взаимодействует с менеджерами, сотрудниками среднего звена, рабочим персоналом. Его деятельность направлена на повышение эффективности ведения бизнеса и достижения тех целей, которые были изначально поставлены при создании фирмы.

Если речь идёт о крупных предприятиях, то у них в штате есть свои бизнес – коучеры, но специалистов со стороны также привлекают. На мероприятия по улучшению результатов и обучению персонала выделяются довольно крупные суммы средств. В связи с этим все руководители, вне зависимости от звена руководства, несколько раз в год обязаны посещать мероприятия по бизнес – коучингу. Они проводятся в форме семинаров, конференций и лекций, и направлены на то, чтобы донести до руководителей основные моменты успешного бизнеса.

Руководители, в свою очередь, после посещения таких мероприятий должны донести до своих подчинённых те знания, которые были получены на таких семинарах. Это и называется бизнес – коучинг.

Существует несколько видов бизнес - коучинга:

  • корпоративный коучинг – это работа с руководителями всех звеньев на предприятии. Это групповой или командный коучинг;
  • коучинг для руководителей. Он направлен исключительно на руководителя всего бизнеса.

У каждого из этих направлений есть свои цели и задачи. Так, корпоративный коучинг, помогает:

  • поставить чёткие цели для развития бизнеса;
  • помочь достичь этих целей всем сотрудникам;
  • разработать чёткий план для достижения поставленных целей;
  • разработать план мероприятий для соблюдения плана по достижению успеха в бизнесе;
  • создание единой системы взаимодействия руководства и всего персонала;
  • создание корпоративной культуры на предприятии.

Коучинг для руководителей помогает:

  • открыть своё дело;
  • произвести реорганизацию уже имеющегося дела, открыть и развивать новые направления в бизнесе;
  • выбрать оптимальных партнёров;
  • максимально эффективно построить деловые отношения;
  • поострить эффективную систему рекламы и маркетинга;
  • выбрать эффективную ценовую политику.

Бизнес – коучинг может быть проведён как по одному направлению, так и по нескольким.

Методы коучинга

Несмотря на то, что коучинг – это новое направление, оно активно развивается. Уже есть свои методы качественного коучинга:

  • полный отказ от «ярлыков» и других общих терминов. Коучинг учит тому, что каждый человек на земле индивидуален, он хороший и достоин уважения;
  • каждый человек может достичь тех целей, которые он себе поставил в жизни. Но для этого необходимо избавиться от негативных эмоций и мыслей, а также верить в себя и не забывать, что ты - индивидуальность;
  • какое бы решение человек не принял, он всегда будет единственно верным. Метод коучинга учит тому, что необходимо принимать свои решения и мириться с теми последствиями, которые следуют;
  • каждый человек стремится к счастью, поэтому все его действия направлены на достижение этой цели;
  • изменения в жизни неизбежны, и это нужно научиться принимать. Метод коучинга направлен на то, чтобы каждый человек мог понять, что какой он сегодня, такой он может быть и завтра, или может измениться, в силу обстоятельств.

Технология коучинга

Если говорить совсем просто, то коучинг – это современное наставничество. При этом наставничество – это способ развития профессиональной личности, коучинг – это развитие личности не только в бизнесе, но и в жизни.

Коучинг помогает человеку преодолеть разрыв между его потенциалом и эффективностью, за счёт того, что он:

  • самостоятельно осознаёт свой потенциал и имеет представление о своих возможностях;
  • принимает на себя ответственность за то, как этот потенциал будет реализовываться.

Если рассматривать коучинг, как инструмент для получения конкретного результата, то можно сказать, что он:

  • направлен на повышение индивидуальной эффективности человека;
  • предназначен для того, чтобы человек смог получить максимальный результат за счёт реализации своего потенциала;
  • предназначен для того, чтобы человек смог осознать и принять ответственность, которая ложится на него за последствия от реализации персонального потенциала и возможностей.

Вопросы персонального коучинга:

  • поставить цель - «Чего ты хочешь?»;
  • проанализировать данную ситуацию - «Что происходит?»;
  • разработать варианты - «Что нужно сделать?»;
  • реализовать и контролировать - «Что ты будешь делать?»

Есть несколько видов коучинга. Классификация происходит в зависимости от нескольких параметров. Так, по области применения, различают:

  • карьерный коучинг;
  • bussines-коучинг;
  • коучинг-individual;
  • life-коучинг.

Коучинг в образовании

Как показывает практика, наиболее успешно и эффективно коучинг применяется в образовательной деятельности. Такое обучение помогает персоналу раскрыть свои возможности, увидеть свой потенциал и достичь максимально возможных результатов без принуждения со стороны педагогического состава. В качестве обучаемых выступают ученики образовательного учреждения. При этом не имеет значения - школа, ВУЗ или детский сад. Коучерами или наставниками выступают педагоги, учителя или воспитатели.

Во время процесса обучения педагог, обладающий навыками и знаниями коучинга, помогает учащимся раскрыть свой потенциал. Он «нащупывает» готовность ученика саморазвиваться. На основании сделанных выводов коуч проектирует и конструирует образовательную среду учебного заведения, помогает так выстроить образовательный процесс, что во время обучения детей будут учитываться индивидуальные особенности каждого ученика, а не целого коллектива.

Обучение методам и технологии коучинга несёт огромную пользу для педагогического состава. После того как преподаватель сам освоит навыки такого обучения и внедрения его в процесс образования, он сможет самостоятельно выстроить процесс взаимодействия с обучающимися.

То есть педагог сможет самостоятельно так построить образовательный процесс, что он будет ориентирован не на принуждение детей к учёбе, а на мотивацию к получению максимально возможного количества знаний. Итогом такого взаимодействия педагога и ученика является формирование личности с широким кругозором, которая ориентирована на то, чтобы развиваться самостоятельно и быть ответственными.

Эффективность коучинга

После того как коуч закончит заниматься с персоналом, необходимо провести оценку эффективности коучинга. И хотя это процесс должен быть непрерывным, проводить промежуточную оценку необходимо.

Нужно оценить, каких результатов могут достичь обучаемые на том или ином этапе получения знаний. Поэтому оценить эффективность коучинга можно количественными и качественными показателями. Дело в то, что перед каждым клиентом стоят определённые задачи, поэтому единой системы оценки эффективности коучинга нет. Но можно выделить общие критерии оценки проделанной коучером работы. К количественным показателям можно отнести:

  • время, которое работник затрачивает на конкретный производственный процесс;
  • продуктивность клиента. Например, сколько статей в месяц он может написать после общения с коучером;
  • сколько решений было принято работником и сколько их уже успешно реализовано;
  • сколько времени было потрачено на обучение персонала таким способом;
  • какое количество конфликтов было разрешено в этот период;
  • сколько проведено успешных презентаций;
  • сколько клиентов было привлечено;
  • сумма комиссионных, которую заработал сотрудник после проведения обучения с коучером.

К качественным показателям можно отнести:

  • насколько работник удовлетворён свой работой;
  • насколько полно он раскрыл свой рабочий потенциал;
  • уровень его мотивации к дальнейшему развитию навыков;
  • сколько решений было принято работником и сколько из них принесли удовлетворённость обеим сторонам;
  • эмоциональная составляющая персонала на повышение эффективности их работы;
  • изменилась ли профессиональная атмосфера в коллективе;
  • какие отзывы получила сделанная презентация;
  • насколько доверительны отношения персонала с новыми клиентами, и если ли перспективы развития этих отношений;
  • получает ли персонал удовлетворение и радость от того, что он изучил новые способы поведения и получения прибыли.

Но чтобы эти критерии оценки были максимально точными, между клиентом и коучером должна установиться плотная доверительная связь.

Итоги

Коучинг – это усовершенствованный метод наставничества. Коучинг сравнивают с тренингом, но разница в том, что тренинги направлены на групповое обучение, а коучинг – на индивидуальное.

Нередко происходит так, что тренер начинает занимать индивидуально с конкретным обучающимся, а коучер – набирает себе группу для достижения более эффективного результата. Поэтому сравнивать эти понятия не нужно.

Коучинг развивает не только бизнес – личность, но и помогает человеку раскрыть свой потенциал в бытовой жизни. Кроме того, эта технология помогает человеку научиться принимать ответственность за то, какие решения он принимает. Коучинг предполагает, что не бывает плохих людей, все люди хорошие и каждый человек достоин уважения.

Коучинг становится более эффективным и приносит максимальный результат, когда обучаемый полностью принимает на себя ответственность за те решения, которые он примет после того, как раскроет весь свой потенциал и возможности. При этом взаимодействие обучаемого и коучера должно быть максимально тесным и доверительным.

1.00

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: