Корпоративная культура

Задать вопрос юристу бесплатно
25.02.2019

Многие бизнесмены во время создания компании надеются, что будущий бизнес не только принесет ожидаемые доходы, но и будет протекать без каких-либо особых сложностей и проблем. Казалось бы, все просто – в бизнес были вложены крупные денежные суммы, следовательно, отдача также будет полностью соответствовать ожиданиям или даже превысит их. Однако на практике все нередко оказывается совсем по-другому.

В вопросах успешного функционирования любой компании огромным значением обладает поиск и последующее трудоустройство квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Именно от добросовестности и отдачи персонала напрямую зависят и регулярные заработка компании, ее общая репутация, успешные проекты, сотрудничество и т.д. Однако для того чтобы найти таких специалистов, а потом удержать их в коллективе надолго, их нужно действительно чем-то заинтересовать и привлечь. Именно здесь и может потребоваться разработка такой программы, как корпоративная культура.

Данное понятие вошло в российский бизнес в конце прошлого века. Именно тогда руководители крупных компаний поняли, что высоким значением сейчас обладает формирование правильных и грамотных взаимоотношений внутри коллективов. Сейчас директора самых различных организаций понимают, что они должны беспокоиться не только о функционировании самой фирмы, но и о том, чтобы каждому из сотрудников были предоставлены действительно комфортные условия для выполнения ими профессиональных функций.

Корпоративная культура в современных организациях

С юридической точки зрения, корпоративная культура представляет собой свод основных положений в работе конкретной компании. Разработка данных положений осуществляется в индивидуальном порядке. При этом ответственными лицами должны быть учтены такие важные нюансы, как, например, конкретное направление деятельности организации, некоторые особенности ее функционирования, размер штата сотрудников и т.д.

Если говорить об основной функции любой корпоративной культуры, к ней, прежде всего, можно отнести предоставление необходимого внимания абсолютно каждому члену коллектива, с учетом индивидуальных особенностей его характера, наличия определенных навыков и т.д.

Важным нюансом будет являться и тот факт, что некоторые особенности корпоративной культуры могут быть определены в индивидуальном порядке. При этом решающим значением нередко обладает направление деятельности конкретной компании. Например, в различных финансовых организациях корпоративная культура, как правило, является максимально строгой. Она направлена на формальный стиль общения, безукоризненное соблюдение установленной в организации трудовой дисциплины и т.д.

Еще одним не менее важным направлением любой корпоративной культуры будет являться предоставление должного внимания новичкам. Как известно, для многих сотрудников трудоустройство в новый коллектив является неким, иногда даже весьма серьезным, стрессом. Им требуется время для того, чтобы пройти адаптацию и начать исполнять свои профессиональные обязательства в полную силу. Именно поэтому многие корпоративные программы включают в себя обязательные тренинги, дополнительные занятия и иные мероприятия, прохождение которых осуществляется новыми сотрудниками, недавно пришедшими в коллектив.

Если говорить о важных составляющих корпоративной культуры каждой организации, к таковым можно отнести следующие:

  1. Особенности организации труда. Как известно, в каждой организации существует своя трудовая дисциплина, которой обязаны подчиняться все сотрудники.
  2. Социально-психологическая культура. Сюда можно отнести различные мероприятия, которые могут быть проведены в конкретной компании с целью улучшения взаимодействия сотрудников.
  3. Культура внутренних коммуникаций. Как известно, именно внутренняя обстановка в коллективе нередко оказывает прямое влияние на функционирование предприятия. Следовательно, данная обстановка нуждается в постоянном улучшении. Для этого ответственными лицами также могут назначаться различные дополнительные мероприятия, к примеру, деловые игры, конкурсы, беседы и т.д.
  4. Ценности компании. Абсолютно каждый сотрудник должен иметь четкое представление о том, что именно ценится в компании, где он работает. Иногда такими ценностями выступают: отличная репутация, постоянное улучшение качества предоставляемых услуг, благодарность от довольных клиентов и т.д.

Процесс формирования корпоративной культуры

Корпоративная культура действительно может принести огромную пользу любой организации, но только с одним условием – формирование данной культуры должно быть осуществлено только грамотными специалистами, которые четко осознают поставленные задачи и пути их решения. В противном случае, при несерьезном отношении к данному вопросу, процесс создания корпоративной культуры не принесет ничего, кроме дополнительных денежных затрат и возможных убытков.

Прежде всего, необходимо знать, какие именно факторы должны быть учтены во время разработки корпоративной культуры. К основным из них можно отнести следующие:

  • существующий у руководителя имидж внутри его организации;
  • конкретное направление бизнеса либо производства;
  • некоторые нюансы, непосредственно касающиеся текущей внутренней обстановки в коллективе, например, наличие конфликтов, часто возникающие сложности, отношение к новым сотрудникам и т.д.;
  • стадия развития, на которой на данный момент времени находится конкретная организация.

Следует отметить, что, помимо вышеуказанных факторов, при формировании корпоративной культуры могут быть учтены и многие иные нюансы, если они действительно кажутся значимыми и важными.

Этапы развития корпоративной культуры

Этапы развития корпоративной культуры выглядят следующим образом:

  1. Анализ деятельности конкретной компании, изучение основных принципов ее работы, а также некоторых важных особенностей и нюансов.
  2. Составление Корпоративного кодекса компании. В него будут входить основные положения относительно создаваемой культуры.
  3. Разработка дополнительных проектов, а также внесение некоторых изменений в уже существующие методы работы с учетом индивидуальных особенностей конкретного предприятия.
  4. Начальный этап постепенного внедрения созданных корпоративных ценностей и миссий внутри компании. Сюда можно отнести следующие мероприятия: тимбилдинг, различные тренинги с сотрудниками, установление новых традиций в компании и т.д.
  5. Дальнейшая реализация ранее созданных проектов.
  6. Анализ эффективности проведенных мероприятий. На данном этапе важно понять, какая отдача исходит от сотрудников, что им нравится больше всего, имеются ли у них дополнительные предложения по дальнейшему развитию корпоративной культуры и т.д.
  7. Дополнительная корректировка ранее созданных проектов, в случае появления такой необходимости.

Основные элементы корпоративной культуры

Корпоративная культура может включать в себя достаточно большое количество самых различных элементов и дополнительных составляющих. Их точный набор при этом может быть сформирован в индивидуальном порядке, в зависимости от целей и особенностей деятельности конкретной компании. К основным и наиболее распространенным элементам можно отнести следующие:

  • структура самой компании, так как с особенностью этой структуры связаны и способы коммуникации внутри коллектива, а также иные важные факторы;
  • желательный стиль общения. Как известно, на него также может влиять конкретный вид деятельности компании. В зависимости от него, стиль общения может быть более формальным либо свободным;
  • действующие в организации системы поощрений и вознаграждений. Подобные системы могут быть разработаны в индивидуальном порядке. Чаще всего, они бывают выражены в виде регулярных выплат премий и т.д.;
  • содержание некоторых регламентирующих документов, на основании которых компания осуществляет свою деятельность;
  • отношение сотрудников и руководителей к различным мероприятиям, проводимым внутри компании. Сюда можно отнести корпоративные встречи, праздники, различные конкурсы, спортивные соревнования и т.д.

Типы корпоративной культуры

Современными экспертами было разработано несколько видов корпоративных культур, каждый из которых отличается от другого непосредственными задачами, а также некоторыми иными факторами. К наиболее распространенным типам культуры можно отнести следующие:

  1. Культура власти. Данный тип характеризуется тем, что основной акцент ставится именно на лидере и на его отличительных качествах. Организации, в которых применяется этот тип культуры, как правило, отличаются жесткой иерархической структурой.
  2. Ролевая культура. В этом типе решающую роль играет созданная система сводов и правил, которой должны подчиняться сотрудники. Здесь основной упор делается на не личностные качества служащих, а на их места в существующей иерархии.
  3. Культура задачи. Как и следует из названия, основной акцент здесь ставится на постоянном достижении создаваемых задач, на выполнении различных проектов, превышении заранее намеченных результатов и т.д.
  4. Культура личности. Здесь основной акцент ставится именно на личностных качествах каждого сотрудника, а также на его индивидуальных интересах и успехах. Благодаря такой системе, каждый служащий сможет добиться максимальных результатов и удовлетворить свои амбиции.

Управление корпоративной культурой

Управление корпоративной культуры до сих пор остается весьма сложным вопросом. Ведь, по сути, абсолютно любой коллектив представляет собой отлаженный механизм и некую общественную группу, которая живет по определенным законам, правилам и принципам. Следовательно, все изменения, вносимые в образ жизни такой группы, должны быть максимально продуманы заранее, иначе результаты подобного вмешательства совсем не обрадуют.

Современное управление созданной корпоративной культурой может быть осуществлено двумя способами:

  1. Стратегическое управление руководителем. При выборе такого способа директор начинает претворять в жизнь различные проекты, постепенно внедряя их в общий коллектив. Реализация данного метода всегда осуществляется с помощью личного примера. То есть директор должен сам показывать отличную работу, внимательное отношение к деталям, проявление должного внимания к существующим в коллективе ценностям и т.д.
  2. Управление организацией с нижнего уровня. Данная задача, как правило, поручается менеджерам. Именно они постоянно отслеживают работу всей организации, делают соответствующие выводы, а также составляют проекты с целью дальнейшего развития.

Итоги

Таким образом, корпоративная культура представляет собой очень сложный механизм, при создании которого должно быть учтено огромное количество самых различных нюансов и аспектов. Что же касается самой процедуры создания корпоративной культуры, она будет включать в себя следующие этапы:

  • для начала необходимо проанализировать деятельность компании, а также некоторые отдельные аспекты и особенности ее функционирования. Только после изучения этих важных нюансов, можно понять, на что следует сделать акцент, какие цели поставить для создания корпоративной культуры и т.д.;
  • далее можно приступать к созданию официального проекта в письменной форме. Там нужно указать план ближайших мероприятий, а также примерные результаты, которые будут достигнуты после их выполнения;
  • и, наконец, после прохождения двух вышеуказанных этапов можно приступать к воплощению созданного проекта в жизнь. Делать это нужно постепенно, наблюдая за получаемыми результатами. При необходимости, в текущий проект можно вносить требуемые изменения.
1.00

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: