Должностная инструкция начальника отдела кадров

Задать вопрос юристу бесплатно
04.12.2019

В должностной инструкции содержатся основные обязанности работника с учётом специфики его деятельности и характера выполняемой работы. Работодатель обязан ознакомить соискателя с этим документом до того как будет подписан трудовой договор.

 

Работник должен поставить на последнем листе инструкции свою подпись, соглашаясь с ней. Только в этом случае его можно будет привлечь к дисциплинарной ответственности за невыполнение должностных обязанностей.

Общие положения документа

Раздел «Общие положения» должностной инструкции начальника отдела кадров должен включать в себя следующие сведения:

  1. Информацию по категории данного работника. В соответствии с общими правилами начальника отдела кадров следует относить к руководителям.
  2. Сведения относительно установленного порядка назначения сотрудника на данную должность, а также снятия с нее. В соответствии со стандартными нормами данные процедуры осуществляются на основании одного главного документа, а именно – соответствующего распоряжения руководителя компании либо иного уполномоченного лица.
  3. Информацию о требованиях, которые предъявляются к гражданам, желающим устроиться на должность начальника отдела кадров. К основным требованиям можно отнести следующие:
    • обязательное наличие высшего профессионального образования;
    • наличие минимального стажа работы в должности начальника отдела кадров либо в иной руководящей должности – 1 год.
  4. Сведения относительно подчиненности сотрудника, работающего в должности начальника отдела кадров. Как правило, он подчиняется непосредственному руководителю организации, а также начальникам различных структурных подразделений.
  5. Информацию о порядке и особенностях замещения начальника отдела кадров, в случае его временного отсутствия на рабочем месте, например, по причине нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, в служебной командировке, на больничном и т.д. Во время такого отсутствия все обязанности, как правило, переходят на заместителя начальника отдела кадров. Если такого сотрудника в организации не имеется, значит, эти обязанности могут быть переданы другому работнику, который назначается в официальном порядке, с помощью соответствующего распоряжения начальника. На время отсутствия основного работника его заместитель несет полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него трудовых функций.
  6. Перечень нормативно-правовых актов и иных документов, содержанием которых должен руководствоваться начальник отдела кадров в своей работе. К таким документам можно отнести следующие:
    • законодательные и действующие нормативные акты, содержание которых имеет прямое отношение к выполняемой начальником отдела кадров работе;
    • методические материалы и различные официальные рекомендации в сфере кадровой работы;
    • приказы и распоряжения генерального директора организации, а также иных уполномоченных лиц;
    • положения действующей должностной инструкции для начальника отдела кадров.
  7. Перечень обязательных знаний, которыми должен обладать начальник отдела кадров для качественного и надлежащего исполнения его трудовых функций. Сюда можно отнести следующие:
    • действующие нормы трудового законодательства РФ;
    • законодательные акты и постановления Правительства РФ, которые имеют прямое отношение к работе начальника отдела кадров;
    • методические материалы, в которых описаны основные нюансы и правила по управлению персоналом, а также по проведению грамотной кадровой работы в различных учреждениях;
    • документы, регулирующие структуру штата в конкретной организации;
    • нормы и правила, регулирующие процедуру ведения табеля учета рабочего времени внутри организации;
    • методы установления профессионально-квалификационной оценки персонала;
    • существующий зарубежный опыт кадровой работы;
    • основные принципы работы вычислительной техники, а также различных компьютерных программ, которые могут использоваться начальником отдела кадров в его работе;
    • действующие методы и порядок составления регулярной кадровой отчетности для ее последующего предоставления работодателю либо иным лицам, включая различные государственные учреждения.

Должностные обязанности начальника отдела кадров

Начальник отдела кадров относится к категории руководителей, поэтому в его должностные обязанности входит:

  • совместное определение с руководителями других структурных подразделений текущей потребности в кадрах;
  • принятие участия в разработке кадровой политики предприятия;
  • определение работ по подбору, отбору и расстановке кадров;
  • организация и проведение аттестации сотрудников для правильной их расстановки;
  • обеспечение приёма, размещения и расстановки молодых специалистов в соответствии с их уровнем профессионального образования;
  • участие совместно с руководителями других структурных подразделений в разработке системы комплексной оценки работников, а также результатов их деятельности;
  • разработка мер по усовершенствованию аттестации персонала для получения наиболее точных результатов об их профессиональной подготовке;
  • организация своевременного оформления приёма, перемещения, перевода и увольнения основного персонала предприятия;
  • осуществление контроля над законностью ведения кадрового учёта на предприятии;
  • проведение систематического анализа работы кадровой службы;
  • разработка и принятие мер по улучшению и усовершенствованию кадровой работы.

Права начальника отдела кадров

Помимо определенных обязательств, во время исполнения профессиональных функций у начальника отдела кадров, как и у других сотрудников, будут иметься определенные права. К основным из них можно отнести следующие:

  1. Возможность внесения на рассмотрение руководителю следующих предложений:
    • о внесении различных изменений в текущий процесс работы, которые позволят улучшить показатели и качество исполняемых трудовых функций сотрудником;
    • о поощрении некоторых работников за особые и максимально высокие результаты их деятельности;
    • о привлечении одного либо сразу нескольких служащих к нормам материальной и дисциплинарной ответственности за различные нарушения, которые были допущены ими во время исполнения профессиональных обязательств.
  2. Право на составление официальных запросов для руководителей других структурных подразделений относительно предоставления начальнику отдела кадров важной информации, которая имеет прямое отношение к его деятельности.
  3. Подробное ознакомление с различными локальными актами компании, а также иными документами при условии, что их содержание имеет прямое отношение к профессиональной деятельности начальника отдела кадров.
  4. Ознакомление с различными проектами и решениями руководства компании.
  5. Предоставление руководству компании официальных требований относительно создания нормальных условий труда, которые требуются сотруднику для надлежащего исполнения возложенных на него функций.
  6. Основные права, которые гарантируются действующими нормами трудового законодательства. К основным из них можно отнести следующие:
    • право на официальное трудоустройство. В соответствии с действующими нормами работодатель обязан заключить с новым служащим трудовой договор, а также внести соответствующую запись о трудоустройстве в другие документы;
    • право на регулярное получение вознаграждения за собственный труд. Существующие нормы трудового законодательства устанавливают, что заработную плату сотрудник должен получать как минимум два раза за один месяц. Точные числа выдачи положенных сотрудникам денежных средств обязательно должны быть зафиксированы в положениях трудового договора, а также в иных локальных актах компании;
    • право на получение стандартных социальных льгот, включая регулярное предоставление оплачиваемого отпускного периода, оплачиваемого больничного листа и т.д.
  7. Право на обращение в уполномоченные инстанции с целью подачи туда официальной жалобы на незаконные действия работодателя либо проявленное с его стороны преступное бездействие.

Если сотрудник считает, что его интересы были ущемлены работодателем, он сможет подать официальную жалобу в Трудовую инспекцию, в органы прокуратуры, а также в иные инстанции, включая и судебное учреждение.

Ответственность начальника отдела кадров

Сотрудник, работающий в должности начальника отдела кадров, может нести ответственность в следующих случаях:

  1. При ненадлежащем исполнении либо полном неисполнении своих профессиональных функций, которые были возложены на него в официальном порядке положениями настоящей должностной инструкции, а также иными внутренними документами компании.
  2. За различные правонарушения, которые были совершены подчиненным в ходе его трудовой деятельности в организации.
  3. За причинение материального ущерба компании, который также стал следствием неправомерных действий подчиненного либо проявленного с его стороны бездействия.

В зависимости от точного вида совершенного нарушения, а также иных важных факторов, в отношении начальника отдела кадров могут быть установлены следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная. Она может быть выражена в замечании, выговоре либо увольнении. Здесь именно последний вариант будет являться наиболее серьезным. В случае его выбора, у работодателя появится законное право на принятие одностороннего решения относительно разрыва ранее возникших профессиональных отношений. Процедура назначения дисциплинарной ответственности стандартная. Сначала работодателю необходимо будет собрать все важные доказательства вины конкретного сотрудника. Официальными подтверждениями, в данном случае, будут являться различные акты, например, акт отсутствия сотрудника на его рабочем месте, а также иные локальные документы компании. После сбора всех необходимых доказательств работодателем составляется официальное распоряжение. В нем указываются сведения о сотруднике, а также о мере ответственности, которая была выбрана руководителем;
  • материальная. Данный вид ответственности заключается в следующем: в случае причинения работодателю финансового вреда, на сотрудника будут возложены обязательства по предоставлению соответствующей денежной компенсации. Точный размер такой компенсации всегда определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от объема причиненного ущерба. Назначение материальной ответственности характеризуется наличием некоторых важных особенностей. В частности, сначала с сотрудником должно быть заключено официальное соглашение об установлении такой ответственности. Только после этого работодатель сможет предъявлять официальные финансовые претензии в отношении подчиненного;
  • административная и уголовная. Эти виды ответственности выбираются уполномоченными инстанциями в том случае, если подчиненным было совершено серьезное нарушение, противоречащее действующим нормам права. Назначение такого наказания осуществляется в судебном порядке, по предварительному обращению заинтересованного лица, например, работодателя.

 

Скачать

Скачать образец должностной инструкции начальника отдела кадров в формате .doc вы можете
по этой ссылке

0

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: