Правила внутреннего распорядка для ИП

Задать вопрос юристу бесплатно
08.09.2020

Правила внутреннего распорядка – это локальный нормативный акт, который регламентирует, в соответствии с ТК РФ и другими законами о труде, следующие нормы:

  • принятие новых сотрудников на работу;
  • увольнение;
  • время работы и время отдыха;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон трудового договора;
  • меры поощрения работников и меры взыскания.

Об этом говорится в ст. 189 ТК РФ.

 

Правила должны присутствовать на каждом предприятии. Каждый работник должен быть с ними ознакомлен. Только в этом случае, работодатель имеет право налагать на работника дисциплинарное взыскание за нарушение этих Правил.
Правила разрабатывает сам работодатель, но с учётом мнения профсоюза. Если такого органа на предприятии нет, то работодатель единолично разрабатывает и утверждает Правила. Такое часто происходит у ИП, где предприниматель является и работодателем, и единственным работником.

Правила не должны противоречить нормам действующего ТК РФ. Они могут только улучшать эти нормы, но не ухудшать. Если при проверке будут замечены нарушения, то работодатель будет нести административную ответственность.

Правила внутреннего распорядка едины для всех работников. Об этом сказано в ст. 15 ТК РФ и ст. 56 ТК РФ. Это касается и ИП, даже если у него один работник. Каждый работник ставит подпись на своём экземпляре Правил. Эта подпись говорит о том, что работник ознакомлен с документом.

Если работодатель, разработавший и утвердивший Правила, является также и работником (что нередко для ИП), то на Правилах должно стоять 2 идентичные подписи – работодателя с грифом «Утверждаю» и работника с грифом «Ознакомлен». Работодатель должен ознакомить работника с Правилами до подписания трудового договора.

В Правилах должно быть чётко указано рабочее время работников, то есть время, когда работник должен исполнять свои трудовые функции. У ИП часто бывает ненормированный рабочий день. Это обязательно должно быть указано в Правилах. Нужно также указать продолжительность трудовой недели – 5 рабочих дней и 2 выходных, 6 рабочих дней по скользящему графику или другое. Об этом говорится в ст. 100 ТК РФ.

В Правилах также указываются условия, когда остановка рабочего процесса в выходные невозможна по техническим или организационным причинам. Об этом сказано в ст. 111 ТК РФ. На эти условия работодатель опирается, когда указывает, что необходимо работать в выходные дни. В зависимости от этого, устанавливаются смены и график работы.

Правила внутреннего распорядка составляются в соответствии со спецификой рабочего процесса. Это стоит учитывать! Поэтому к разработке Правил нужно подходить очень тщательно. Чем подробнее будет составлен этот документ, тем меньше споров и разногласий между работником и работодателем (даже если это одно и то же лицо) будет возникать.

Разрабатывая Правила, ИП должен помнить, что в 2018 году они должны содержать следующую информацию:

  • общие положения – на кого они распространяются, как пересматриваются или изменяются, другую общую информацию;
  • нормы о приёме, переводе и увольнении;
  • перечень документов, которые соискатель должен представить работодателю при приёме;
  • обязанности работника по исполнению условий трудового договора, трудовых функций и дисциплины труда;
  • обязанности работодателя по обеспечению работников работой и рабочим местом, по оплате труда своих работников и обеспечении безопасности для здоровья;
  • режим работы – время начала и окончания рабочего дня, продолжительность трудовой недели, число смен в сутки. Количество работников, которые имеют ненормированный рачий день;
  • время отдыха своих сотрудников – предоставление обеденного перерыва, его продолжительность, предоставление дополнительных перерывов, в зависимости от специфики выполняемой работы;
  • выплата заработной платы сотрудникам – сроки и конкретные дни выплат;
  • система поощрения за выполненную работу, в соответствии со ст. 191 ТК РФ;
  • ответственность обеих сторон за нарушения условий трудового договора, Правил и дисциплины труда.

 

ИП должен разработать Правила как можно быстрее. В случае если этот документ отсутствует на предприятии, ИП:

  • не может привлечь работников за нарушения дисциплины труда;
  • могут возникнуть сложности с увольнением работников за несоответствие занимаемой должности и за невыполнение трудовых обязанностей.

 

Правила – это документ, который обязательно запрашивается Трудовой инспекцией при проведении проверок. Если такого документа нет, то работодатель будет нести ответственность в соответствии со ст. 5. 27 КоАП РФ. В первый раз, работодатель будет оштрафован. При повторном нарушении, он может лишиться права заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Нужны ли ИП правила внутреннего трудового распорядка?

Для многих такой документ, как правила внутреннего трудового распорядка, ассоциируется с различными организациями, то есть юридическими лицами. Однако законодательство нашей страны дает индивидуальным предпринимателям полноценное право на наем других сотрудников. Следовательно, такие работодатели также должны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с установленными нормами.

В прямые обязанности предпринимателей, которые выступают в роли работодателей, входит надлежащее трудоустройство сотрудников, заполнение всех необходимых документов, своевременное начисление заработной платы и т.д. Соответственно, такие работодатели должны позаботиться и о грамотном ведении всей кадровой документации. Если говорить о наиболее важных обязательствах ИП в процедуре найма других сотрудников, сюда можно отнести следующие:

  1. Обязательное заключение трудового соглашения с каждым новым подчиненным. Оно представляет собой главный профессиональный документ, в котором фиксируются все важные нюансы будущей деятельности гражданина в новой организации. Здесь указывается должность подчиненного, размер его регулярного заработка, наличие различных льгот и привилегий, длина положенного отпуска и т.д.
  2. Регулярное отчисление установленных денежных взносов в страховые фонды. К сожалению, далеко не все работодатели в нашей стране выполняют данное обязательство. Между тем, эти взносы оказывают прямое влияние на страховой стаж физического лица и, следовательно, размер будущей пенсии.
  3. Заполнение трудовых книжек. Именно в них работодателями, в том числе и ИП, регулярно должна помещаться основная информация о важных событиях в профессиональной жизни подчиненных. Сюда можно отнести записи о трудоустройстве, увольнении служащего, информацию относительно перевода сотрудника на другую должность и т.д.

Если на предпринимателя возлагаются все вышеуказанные обязательства, можно сделать выводы о том, что в его организации должны иметься и установленные правила внутреннего трудового распорядка. Данный документ содержит в себе исчерпывающую информацию относительно особенностей функционирования учреждения, схем трудоустройства или увольнения сотрудников, а также иных важных процедур. Более того, в соответствии с действующими нормами, каждый новый сотрудник должен быть внимательно ознакомлен с существующими внутри организации правилами. Только в этом случае работодатель будет вправе требовать неукоснительного соблюдения существующего режима и порядка.

Нюансы разработки и утверждения правил внутреннего трудового распорядка для ИП

По вопросам разработки и утверждения правил внутреннего трудового распорядка Рострудом уже достаточно давно были вынесены официальные разъяснения. Изучив их, можно сделать выводы о том, что данная процедура не содержит в себе никаких особых отличий, если речь идет о составлении таких правил индивидуальным предпринимателем. Единственный нюанс заключается в следующем: дело в том, что все формы документов, которые были закреплены в официальном порядке, являются обязательными для применения именно юридическими лицами. То есть фактически бизнесмены могут разрабатывать и использовать собственные формы и бланки документов. Такое положение вещей является весьма удобным, ведь все бланки могут быть созданы в индивидуальном порядке, с учетом некоторой специфики деятельности конкретной организации.

Особое внимание также необходимо уделить и содержанию правил. Здесь предприниматели также могут принимать самостоятельное решение относительно включаемой туда информации. Безусловно, желательно, чтобы в документ были помещены абсолютно все важные сведения, имеющие прямое отношение к правилам работы в конкретной организации. При желании каждый начальник также может использовать унифицированную форму, которая была утверждена соответствующим постановлением. Если ее необходимо немного отредактировать – это вполне можно сделать, заменяя некоторые сведения и включая в текст нужные дополнительные детали.

И, наконец, отдельное внимание следует уделить официальному утверждению созданных правил. В данной процедуре активное участие должен принимать не только предприниматель, но и весь его коллектив. В частности, служащие могут выдвигать собственные предложения относительно некоторых нюансов. Более того, если их что-то не устраивает в созданных работодателем правилах, они смогут оформить собственные претензии. Директор, в свою очередь, будет обязан пересмотреть материалы и внести требуемые поправки. Если в организации присутствует профсоюз, с содержанием созданных правил его члены должны быть ознакомлены в обязательном порядке. При этом у них также будет иметься право на оформление официальных претензий. Работодатель будет обязан учесть эти претензии и провести поправку созданных норм.

Структура и содержание правил внутреннего трудового распорядка

Как уже отмечалось, каждые правила внутреннего распорядка должны разрабатываться предпринимателем в индивидуальном порядке, с учетом основных нюансов и специфики деятельности организации. У бизнесмена будет иметься законное право на разработку максимально короткой версии правил. Однако необходимо отметить, что пользоваться такой возможностью нежелательно. Наоборот, оптимальным решением будет включение в документ всех важных подробностей. Такой полный свод правил позволит избежать возможных конфликтов с подчиненными.

Если говорить об общих правилах составления, можно придерживаться стандартной схемы, которая включает в себя обязательное указание следующих пунктов:

  1. Общие положения. Сюда помещается стандартная информация о целях составления данного документа, об областях, на которые будет распространяться его действие и т.д. Сюда также можно отнести и схему внесения в действующие правила необходимых поправок.
  2. Правила приема и увольнения подчиненных. Эти два действия можно назвать наиболее важными процедурами в современных профессиональных отношениях. Именно поэтому здесь необходимо указать этапность процедур, важные нюансы, перечень обязательных документов и иные важные нюансы.
  3. Обязанности сторон трудовых отношений. Например, работодатель должен предоставить своим подчиненным нормальные условия труда. Служащие, в свою очередь, обязаны внимательно относиться к исполнению своих функций.
  4. Информацию о предоставляемых сотрудникам периодах отдыха. Следует отметить, что здесь можно описать и стандартную продолжительность оформляемых отпусков, а также мелкие регулярные перерывы, которые предоставляются подчиненным для отдыха, принятия пищи и т.д.
  5. Установленные правила по оплате труда – периодичность выдачи денежных средств, точные числа месяца, в которые сотрудники получают заработок, предусмотренные компенсации, премии и иные нюансы по этому вопросу.

При желании предприниматель сможет внести в правила и иные пункты. Главное, чтобы ни один из них не противоречил трудовым и гражданским нормам РФ.

Скачать

Скачать образец правил внутреннего трудового распорядка ИП.doc вы можете
по этой ссылке

5.00

Автор: Азат
Спасибо за образец!
Автор: Назат
Да. Спасибо
Автор: E-Mail: Текст комментария: