Коллективная жалоба в трудовую инспекцию
Задать вопрос юристу бесплатноЖалоба от всего коллектива на работодателя может быть подана тогда, когда он нарушает трудовые права своих работников. Это может быть невыплата заработной платы в сроки, непредставление гарантий, которые предусмотрены законодательством, и другие причины.
Жалоба может быть подана в государственные органы, которые осуществляют контроль над работодателями и исполнением ими своих обязанностей. К таким органам относятся:
- Трудовая инспекция;
- Прокуратура;
- Суд.
При обращении в трудовую инспекцию в течение 1 месяца после принятия жалобы инспекторы проведут внеплановую проверку деятельности работодателя на предмет выявления указанных нарушений. Если они будут обнаружены, работодателю будет выписано предписание об их устранении в кротчайшие сроки. Если он этого не сделает, либо нарушения будут слишком серьёзные, на работодателя будет подано заявление в суд.
Работники пишут жалобу в трудовую инспекцию по месту нахождения работодателя. Унифицированной формы жалобы не существует, но есть перечень обязательной информации, которая должна быть в ней указана.
Жалоба составляется в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В противном случае, неправильно написанную жалобу, инспекторы имеют право оставить без рассмотрения.
В жалобе должна быть указана следующая информация:
- «шапка» документа находится в верхнем правом углу. Здесь необходимо указать:
- полное наименование организации, куда подаётся жалоба;
- должность и ФИО руководителя этой организации. Жалоба пишется на его имя;
- полностью ФИО лица, которое подаёт жалобу. Так как жалоба коллективная, то необходимо указать данные представителя коллектива.
- Затем посередине листа пишется слово «Жалоба»;
- В «теле» жалобы нужно изложить:
- полное наименование работодателя, с указанием организационно-правовой формы;
- причину обращения, точно указать, каким образом работодатель нарушает права работников;
- даты этих нарушений;
- Требования заявителей разрешить конфликт и принять меры к работодателю в соответствии с законом;
- Приложения. Если есть, то необходимо приложить копии документов, которые могут подтвердить изложенное в жалобе;
- Дата подачи заявления и подписи всех заявителей.
Преимущества и особенности оформления коллективной жалобы
Коллективная жалоба является достаточно часто встречаемой формой претензии, которая направляется в трудовую инспекцию. Как и следует из названия, в составлении такого документа активное участие принимают сразу несколько сотрудников – два или более. Сразу следует отметить, что коллективная жалоба обладает целым рядом некоторых важных преимуществ. К основным из них можно отнести:
- Общую весомость претензии. Естественно, недовольства, указанные в коллективной жалобе, будут объективно восприниматься, будут более значимыми, чем претензии отдельного сотрудника. Это, конечно, окажет положительное влияние на последующее рассмотрение представленной жалобы и разрешение сложившейся спорной ситуации.
- Массовость жалобы и возможность привлечения внимания со стороны других лиц. Этот пункт особенно актуален для крупных предприятий или фирм. Естественно, руководители таких организаций заботятся о собственной репутации. Любой шум, в свою очередь, может оказать на нее отрицательное влияние.
- Общую сплоченность коллектива, принимающего непосредственное участие в формировании жалобы. Это означает, что членам такого коллектива будет достаточно легко достигнуть взаимопонимания. Такое положение вещей позволит сотрудникам максимально активно защищать собственные интересы и скорее получить требуемую юридическую поддержку.
Если говорить о порядке составления коллективной жалобы, сразу следует отметить, что никаких особых правил в данном вопросе установлено не было. Однако авторам такого документа необходимо придерживаться нескольких важных принципов во время его формирования:
- прежде всего, с информацией, которая указана в жалобе, должны быть согласны абсолютно все сотрудники, принимающие непосредственное участие в ее составлении. Если у кого-либо имеются некоторые претензии, данного человека придется исключить из числа участников спора либо несколько изменить содержание готового заявления, чтобы оно устроило каждого подчиненного;
- для формирования документа сначала заполняется верхний правый угол листа. Там необходимо указать фамилии, а также должности абсолютно всех сотрудников, которые желают предъявить соответствующие претензии работодателю. При желании каждый сотрудник может оставить свой телефонный номер либо указать иные способы связи, например, электронную почту или домашний адрес, на который может быть направлен письменный ответ из трудовой инспекции;
- далее заполняется первая часть жалобы, которая должна содержать в себе общую информацию относительно сложившейся ситуации. Здесь указываются стандартные сведения, например, время работы каждого сотрудника в компании, обстоятельства, при которых подчиненными были обнаружены определенные нарушения, совершенные руководством компании и т.д.;
- затем во второй части заявления указываются требования, которые имеются у подчиненных. В большинстве случаев такие требования будут заключаться в проверке представленных в обращении сведений, а также в принятии всех необходимых мер для исправления ситуации и восстановления справедливости.
После указания всей основной информации каждый участник возникшего спора должен поставить свою личную подпись с расшифровкой. Следует отметить, что без подписей направленный в трудовую инспекцию документ будет являться недействительным. Эти же правила действуют и в отношении анонимных посланий.
Помимо этого, всей группе лиц, принимающих непосредственное участие в возникшем с работодателем споре, нужно выбрать одного сотрудника, который будет представлять общие интересы всей группы. ФИО этого сотрудника указывается внизу листа вместе с номером его телефона, а также иной контактной информацией.
Образец коллективной жалобы в трудовую инспекцию
Рассмотрим пример составления коллективной жалобы для трудовой инспекции:
- Составление документа необходимо начинать с перечисления всех лиц, которые будут принимать непосредственное участие в формировании жалобы, например:
«Руководителю Государственной инспекции по труду
от сотрудников ООО «Скайсервис»
Васина Антона Егоровича,
Занозина Виктора Павловича,
Старкова Василия Антоновича» - Далее указывается наименование документа – «Заявление», а также основная информация о причинах, по которым данная бумага была составлена, например:
«Мы, коллектив ООО «Скайсервис», в количестве трех человек, просим защитить наши права, которые нарушаются действиями руководителя ООО «Скайсервис» Егорова Игоря Федоровича.
Уже в течение трех месяцев – октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года – работодатель не начисляет нам положенную заработную плату. За вышеуказанный период общий долг по заработной плате составил 390 000 рублей. В течение этих трех месяцев мы неоднократно обращались к Егорову Е.Ф. с соответствующими претензиями и просьбой о начислении заработной платы. Однако никаких положительных результатов такие обращения не принесли. Все они были проигнорированы со стороны работодателя.
На основании вышесказанного, просим:
- Разобраться в сложившейся ситуации и провести официальную проверку по факту указанных в заявлении нарушений.
- Обязать работодателя выплатить нам положенную заработную плату.
- О результатах проведенной работы доложить назначенному лицу по телефону, указанному в заявлении».
Помимо основной информации, к коллективному заявлению также необходимо будет приложить и различные дополнительные материалы. Например, если ранее коллектив направлял письменные обращения в адрес работодателя – копии таких документов должны быть приложены к заявлению. В комплект данных материалов также могут быть включены и другие бумаги, при условии, что они имеют прямое отношение к сложившейся ситуации и могут подтвердить правоту и обоснованность предъявленных работодателю претензий.