Работник по совместительству

Задать вопрос юристу бесплатно
17.08.2020

У многих людей, особенно у тех, кто работает в бюджетной сфере, заработная плата совсем  невелика. Приходится искать подработку. Наиболее оптимальным для них является работа по совместительству.

Что такое совместительство

Совместительством является занятость одного работника (сотрудника) на нескольких должностях в пределах одного или нескольких предприятий. То есть совместительство – вторичная занятость сотрудника в свободное от основной деятельности время.

Для примера, совмещение должности юриста и кадрового работника, бухгалтера – кассира и бухгалтера по зарплате. Эти должности близки друг другу, поэтому один работник вполне может выполнять двойные обязанности.

Правовое положение лиц, которые имеют совместительство, регулируется гл. 44 ТК РФ. Согласно этой главе, можно выделить основные черты такой работы:

  • работник должен состоять в трудовых отношениях. Чаще всего это отношения с тем же работодателем – внутреннее совмещение (ст. 60.1 ТК РФ), реже – с другим работодателем – внешнее совмещение (ст. 60.1 ТК РФ);
  • совместительство не должно мешать основной работе;
  • необходимо, чтобы работа по совместительству была оформлена отдельным трудовым договором.

Ст. 282 ТК РФ определяется круг лиц, которым запрещено совместительство:

  • несовершеннолетние работники (до 18 лет);
  • работники, занятые на тяжёлых, вредных или опасных для здоровья участках;

Оформление работы по совместительству

Приём на работу по совместительству возможен при предоставлении работником необходимых документов в отдел кадров. К этим документам относятся:

  • паспорт гражданина;
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • документы воинского учёта.

Если совмещение требует наличия у сотрудника специальных знаний, то  «кадровик» вправке потребовать от соискателя документ, подтверждающий наличие у него таких знаний (например, сертификат об окончании курсов бухгалтера). Это положение регулируется ст. 283 ТК РФ.

Трудовую книжку не обязательно представлять. Но, если работник желает, чтобы в ней были отражены сведения о совместительстве, то он может обратиться к работодателю с такой просьбой. Тот, на основании ст. 66 ТК РФ, может занести эти сведения в трудовую книжку работника.

Также соискатель должен написать заявление о приёме на работу по совместительству на определённую должность. После этого, с работником заключается второй трудовой договор. В нём обязательно должна быть сделана пометка, что это именно «работа по совместительству».

Сотрудник фирмы, выполняющий работу по совместительству, имеет такие же права, как и на основном рабочем месте:

  • право на ежегодный отпуск, который оплачивается работодателем;
  • больничные листы и их оплата.

Предоставление отпуска при работе по совместительству. Оплата такой работы

Отпуск при работе по совместительству предоставляется в одно и то же время с отпуском на основном рабочем месте. Если работник проработал на совмещении меньше полугода, но время основного отпуска уже подошло, то отпуск на совмещении предоставляется авансом. Об этом говориться в ст. 286 ТК РФ.

Если на основании законодательных актов, работнику на основном месте работы положен более продолжительный ежегодный отпуск, чем при совмещении, то тогда работник может написать ещё одно заявление.
В этом заявлении он просит предоставить ему отпуск за свой счёт (то есть без сохранения денежного содержания) при совместительстве до тех пор, пока не закончится отпуск на основном месте работы.

Оплачивается работа на совмещении в зависимости от фактического количества отработанного времени или какого-либо другого показателя, на основании которого рассчитывается заработная плата на этом предприятии (например, норма – час). Оплату труда «совмещённых» работников регулирует ст. 285 ТК РФ.  Но, в случае, если совмещённая работа попадает под особые условия труда, то и оплата должна быть повышенной.

Работа по совместительству осуществляется в свободное от основной работы время. Но ст. 284 ТК РФ установлен лимит этого времени – не более половины рабочего времени на основной работе для этой категории работников. Законом № 90-ФЗ установлено, что рабочая неделя совместителя не может превышать 20 часов в неделю – то есть не более 4 часов в день.

Отдельным Приказом Минздрава России № 377 регулируется оплата труда совместителям, которые работают в бюджетных организациях и имеют непрерывный стаж работы. За это полагаются надбавки не только на основном рабочем месте, но и на совмещении.

Оформление трудовой книжки при работе по совместительству

Как известно, трудоустройство нового сотрудника на вакантную должность всегда представляет собой важную процедуру, которая проходит в строго установленном порядке. Однако в некоторых случаях этапы трудоустройства могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. К такой ситуации можно отнести и прием на работу совместителя, где для сотрудника данное место трудоустройства не является основным.

По общим правилам, во время трудоустройства соответствующая запись о приеме нового служащего на должность должна быть внесена в его главный документ о профессиональной деятельности, а именно – трудовую книжку. Однако на прием совместителей такое правило не распространяется. Это объясняется довольно просто: трудовая книжка должна находиться по основному месту работы служащего. Однако здесь будут иметься и некоторые иные важные нюансы, которые должны быть учтены работодателем, в частности:

  1. Запись о приеме сотрудника на должность в режиме совместительства все-таки может быть внесена в трудовую книжку, но делается это только по просьбе подчиненного. Более того, желательно, чтобы такая просьба была выражены сотрудником в письменной форме. Для этого им может быть составлено заявление на имя своего руководителя. После получения такого документа работодатель будет обязан внести запись в трудовую книжку подчиненного.
  2. Запись о работе в режиме совместителя может быть внесена по основному месту трудоустройства физического лица. То есть сотрудник, устроившись еще на одну должность, должен обратиться к своему основному работодателю с соответствующей просьбой.
  3. Внесение записи может быть осуществлено только при условии наличия необходимых подтверждающих документов. Их предоставление, безусловно, находится в интересах подчиненного. Именно он должен представить все требуемые материалы руководителю организации по основному месту работу. В большинстве случаев главным документом будет являться приказ о трудоустройстве. Он должен содержать в себе всю важную информацию относительно приема нового сотрудника на вакантную должность.
  4. Необходимо помнить, что действующими нормами не было установлено особо строгих ограничений в отношении сроков внесения записи в трудовую книжку. В частности, сотрудник может проработать в режиме совместительства определенное время, а уже потом представить работодателю трудовую книжку для заполнения. Нарушением это являться не будет.
  5. Запись о работе по совместительству вносится в трудовую книжку в соответствии со стандартным порядком. Никаких особых правил здесь действовать не будет. Главное, чтобы в записи точно был отражен непосредственный режим работы, а именно – совместительство.
  6. После внесения записи в документе должна быть проставлена печать учреждения. Делается это уполномоченным лицом по основному месту работы сотрудника.

Если генеральный директор является совместителем

Генеральный директор относится к особой категории работников, которые наделяются некоторыми дополнительными правами и обязанностями. Однако, несмотря на особый характер, данный сотрудник, по сути, является обычным служащим. Следовательно, он также может быть трудоустроен в организацию в режиме совместительства. Данная процедура регулируется положениями трудового законодательства, а именно – статьей 276 ТК РФ. Там сказано, что ведение дополнительной профессиональной деятельности генеральным директором осуществляется только при условии официального согласия от собственника организации по основному месту работы. Более того, такое согласие должно быть зафиксировано в письменной форме. Для этого уполномоченными лицами составляется специальный документ, в котором указывается факт отсутствия каких-либо возражений.

Только после получения вышеуказанного согласия дальнейшая процедура трудоустройства может быть продолжена. Далее между директором и его новым работодателем должен быть заключен официальный контракт о работе в режиме совместительства. Формирование такого документа осуществляется в стандартном порядке. Туда помещаются все важные сведения, которые имеют прямое отношение к будущей дополнительной деятельности физического лица. Единственным нюансом станет обязательное указание в тексте информации о том, что данное место работы не будет являться для сотрудника основным.

Как правильно уволить совместителя?

Процедура увольнения сотрудника, который работал в организации в режиме совместительства, должна производиться в стандартном порядке, на основании статьи 77 ТК РФ. Инициирование такой процедуры может произойти, если причиной стали следующие обстоятельства:

  1. Появление личного желания на увольнение у сотрудника. В данном случае подчиненный сможет уволиться абсолютно в любой момент, вне зависимости от времени работы, а также иных дополнительных факторов. Начальным этапом этой процедуры станет составление письменного заявления служащим. В нем фиксируются намерения сотрудника относительно ухода из данной организации. Работодатель, после получения такого заявления, будет обязан надлежащим образом отреагировать на него. Для этого он составляет письменное распоряжение о расторжении трудового договора.
  2. Увольнение подчиненного по одностороннему решению начальства. Такое решение может быть принято руководителем исключительно в случае появления соответствующих оснований. Например, таким основанием может являться совершение служащим серьезного дисциплинарного проступка. Однако в данном случае сам факт совершения этого проступка должен быть подтвержден с помощью актов, а также иных материалов.
  3. Увольнение сотрудника по соглашению сторон. Данный вариант представляет собой полное прекращение ранее возникших профессиональных отношений по обоюдному желанию работодателя и его подчиненного. В случае достижения согласия, стороны подписывают специальный документ – соглашение. В нем фиксируются все особенности и будущие этапы увольнения.

Если говорить о самом порядке процедуры увольнения – здесь никаких особенностей иметься не будет. Окончательное аннулирование отношений происходит на основании составленного работодателем распоряжения. Единственный нюанс будет заключаться в следующем: в последний день нахождения сотрудника в организации работодатель не будет выдавать ему трудовую книжку – по причине ее отсутствия по месту совместительства.

Однако данное правило не распространяется на все выплаты, которые могут быть положены служащему. Сюда, прежде всего, можно отнести уже заработанный им доход за последний расчетный период, компенсацию за неиспользованные отпускные дни, если таковые присутствуют у служащего на момент его увольнения и т.д. Все положенные денежные средства должны быть выплачены подчиненному в его последний день исполнения профессиональных обязательств. Никакие, даже самые минимальные, задержки со стороны работодателя не допустимы.

1.00

Автор: Елена
Ситуация такая, что в свои законный отпуск я устроилась в санаторий педагогам, отработала там 132 часа, по факту это ставка нормы часов, в день зарплаты деньги от учреждения не поступили, ссылаются на то что они потеряли документы, но мой то трудовой договор на руках, как быть в этой ситуации
Автор: E-Mail: Текст комментария: