Оформление несчастного случая на производстве

Задать вопрос юристу бесплатно
19.03.2020

Если на производстве произошёл несчастный случай, то его необходимо правильно оформить. Работодателю это необходимо, чтобы избежать штрафа, а работнику – для получения всех необходимых выплат.

Самый главный документ – это акт о несчастном случае по форме Н-1. Но перед тем как составлять этот документ, необходимо определить, является ли данное происшествие несчастным случаем.

Для этого нужно провести расследование. Это делает специально созданная комиссия,  в состав которой входят минимум 3 человека – специалист по охране труда, представители работника и работодателя. Если несчастный случай повлёк за собой тяжкие увечья или смерть потерпевшего, то в комиссию обязательно должен входить и инспектор по труду.

Результатом работы комиссии является акт по форме Н-1. Для его заполнения, в ходе расследования необходимо собрать все медицинские документы пострадавшего, протокол осмотра места происшествия, документы, которые могут охарактеризовать состояние рабочих мест, а также приказ работодателя о назначении членов комиссии. Если произошёл групповой несчастный случай, то акт составляется на каждого пострадавшего.

Акт несчастного случая на производстве

Чтобы и работник, и работодатель были «чисты» перед законом после случившегося, необходимо правильно заполнить акт Н-1.

В первую очередь, необходимо указать:

  • дату происшествия;
  • полные сведения о работодателе;
  • полные сведения о пострадавшем (если их несколько, то о каждом);
  • полные сведения о членах комиссии;
  • сведения о проведённом инструктаже по охране труда;
  • сведения о лице, которое ответственно за охрану труда на данном предприятии.

Если в ходе расследования было установлено, что в произошедшем событии виноват также и работник, то в акте необходимо указать причину и степень его вины в процентах. Эти проценты определяются на основании данных медико-социальной экспертизы, которая проводится в том учреждении, где получал медицинскую помощь пострадавший сотрудник.

Затем необходимо указать, какие меры, и в какой срок должны быть приняты работодателем для устранения причин несчастного случая. Акт подписывается всеми лицами, которые проводили расследование.

Акт составляется в 2 экземплярах. Один отдаётся работнику, а другой – работодателю. Кроме акта, несчастный случай должен быть зарегистрирован в Журнале регистрации несчастных случаев.

Расследование и учет несчастного случая на производстве

Ни одна организация не может быть застрахована от самых различных несчастных случаев. Даже идеальная система безопасности, внимательное отношение работодателя к действующим положениям по защите труда не смогут представить полную гарантию. Если подобное все-таки произошло, в прямые обязанности руководителя предприятия будет входить проведение надлежащего расследования, а также выполнение иных необходимых процедур.

После каждого несчастного случая на производстве, вне зависимости от его разновидности, непосредственных причин, а также иных важных факторов, работодателем должно быть инициировано внутреннее расследование. Оно представляет собой особую процедуру, при которой уполномоченными лицами в официальном порядке устанавливаются все нюансы произошедшего.

Помимо расследования, работодателю необходимо будет уделить внимание и такому важному этапу, как составление всей требуемой документации. Ее комплект должен содержать в себе основные сведения относительно несчастного случая, а также отвечать на следующие главные вопросы:

  • о характере взаимоотношений, которые имелись между работодателем и его подчиненным на момент несчастного случая;
  • об обстоятельствах, которые можно считать основными причинами произошедшего;
  • о наличии взаимосвязи между определенными действиями сотрудника либо проявленным с его стороны бездействием и наступившими негативными последствиями в виде несчастного случая. Такая взаимосвязь может иметься лишь в той ситуации, при которой происшествие стало следствием нарушений со стороны одного либо нескольких сотрудников;
  • о степени негативных последствий, наступление которых стало прямым следствием несчастного случая. Здесь оценивается количество пострадавших лиц, характер полученных ими травм и т.д.

Все требуемые документы обязательно должны быть оформлены в письменном виде. Имеющаяся там информация должна быть подтверждена соответствующими подписями уполномоченных лиц. В большинстве случаев подобные бумаги подписываются руководителями организаций, начальниками службы безопасности или отдела по охране труда, а также иными служащими. Все подготовленные бумаги впоследствии желательно объединить в одно дело. Так заинтересованному лицу будет максимально просто найти интересующую его информацию о конкретном несчастном случае.

Перечень основных документов

Для того чтобы работодателем была надлежащим образом проведена процедура расследования несчастного случая на производстве, им, а также иными ответственными лицами должны быть подготовлены следующие основные разновидности документов:

  1. Уведомительные бумаги. Как и следует из их названия, такие документы призваны сообщить другим лицам и организациям о самом факте наступления несчастного случая. Помимо этого, в данные бумаги могут быть внесены и несколько иные сведения, которые все равно будут иметь отношение к произошедшему. Сюда можно отнести, например, уведомления о принятых мерах для ликвидации последствия аварии, данные по пострадавшим лицам и по травмам, полученным ими и т.д.
  2. Организационные бумаги. Они представляют собой различные внутренние документы, которые необходимы для инициирования расследования, создания специальной комиссии, а также для выполнения иных требуемых процедур.
  3. Описательно-фиксирующие бумаги. Создание таких документов осуществляется для того, чтобы в официальном порядке зафиксировать тот или иной факт, а также событие. Наиболее ярким примером такого документа является акт. Помимо этого, сюда можно отнести официальные заключения экспертов, различные документы от сторонних организаций и т.д.

Всем работодателям необходимо помнить о том, что каждый несчастный случай является индивидуальным. Он может характеризоваться наличием самых различных дополнительных нюансов и особенностей. Именно поэтому и необходимый комплект документов постоянно будет отличаться. Однако определенная система в составлении нужной документации все-таки сохранится. В частности, все требуемые документы условно можно разделить на две основные группы:

  • обязательные. Сюда можно отнести бумаги, которые всегда должны присутствовать в созданном работодателем деле. Это распоряжение уполномоченного лица о формировании специальной комиссии, официальное заключение комиссионного органа, созданное им после проведенного расследования и т.д.;
  • дополнительные. Законодательными нормами не было установлено никаких официальных требований об обязательном наличии таких бумаг. Однако, в случае присутствия такой необходимости, работодатель всегда может их создать. Сюда можно отнести, например, распоряжения начальства о предоставлении денежной компенсации пострадавшим в несчастном случае сотрудникам и т.д.

Какие дополнительные документы могут потребоваться работодателю?

Одним из наиболее важных документов, которые чаще всего составляются при расследовании несчастного случая на производстве, можно считать акт по установленной форме Н-1. Его составление потребуется работодателю в ситуации, когда один либо сразу несколько сотрудников утратили ранее имеющуюся у них работоспособность по причине произошедшей аварии.

Помимо вышеуказанного акта, к дополнительным бумагам можно отнести и протокол осмотра места происшествия, который всегда составляется при несчастном случае. В данном документе указываются все важные нюансы обстановки, которая присутствовала на предприятии после несчастного случая. Сюда можно отнести, например, особенности расположения некоторых вещей, общую схему места происшествия, места нахождения пострадавших лиц, описание очага взрыва и т.д. К такому протоколу обязательно нужно приложить различные дополнительные документы, которые смогут подтвердить указанную в нем информацию. К таким бумагам относятся фотографии и видеозаписи, планы и схемы, составленные от руки ответственным лицом и т.д.

Отдельное внимание работодатель должен уделить и фиксации показаний свидетелей, а также очевидцев несчастного случая. Объяснения и описание произошедшего от пострадавших подчиненных также необходимо будет оформить в официальном порядке. Для этого уполномоченными лицами составляются специальные протоколы, в которых и фиксируется вся основная информация.

И, наконец, в прямых интересах работодателя будет находиться сбор доказательств, подтверждающих тот факт, что он надлежащим образом выполнял действующие требования по охране труда. Сюда, например, можно отнести, регулярное обеспечение служащих индивидуальными средствами защиты, регулярное проведение опросов и проверки знаний, имеющихся у сотрудников и т.д.

Следует отметить, что весь перечень вышеуказанных документов не является закрытым. При наличии такой необходимости работодатель будет вправе создать и любые иные внутренние бумаги. Главное, чтобы они действительно имели прямое отношение к ранее произошедшему несчастному случаю на производстве.

Сроки оформления документов

Сроки, установленные в отношении процедуры оформления тех или иных документов, напрямую будут зависеть от величины периода проводимого расследования. В зависимости от особых обстоятельств установленные сроки могут быть разделены на две категории:

  1. Основные сроки. Продолжительность такого периода напрямую будет зависеть от негативных последствий, которые наступили вследствие несчастного случая. Срок проведения расследования и подготовки всех требуемых документов может составлять:
    • 3 дня – в случае причинения незначительного вреда здоровью подчиненного;
    • 15 календарных дней – в случае причинения служащему тяжкого вреда здоровью. Этот период для оформления всех требуемых документов также будет установлен и в случае смерти одного либо нескольких служащих;
    • один календарный месяц – в том случае, если расследование было инициировано спустя какое-то время после несчастного случая. Сюда также можно отнести и такие ситуации, при которых расследование инициируется по официальному заявлению пострадавшего лица.
  2. Дополнительные сроки. Данные временные периоды могут быть установлены работодателем в том случае, если основных сроков не хватает для надлежащего проведения расследования и выявления важных нюансов произошедшего. Следует отметить, что к подобным мерам работодатель может прибегнуть только в случае наличия у него действительно объективных причин.

Если срок проведения расследования продляется – работодателю необходимо будет зафиксировать этот факт в официальной форме. Для этого уполномоченным лицом составляется письменное распоряжение. Туда вносятся сведения о продолжительности нового временного периода расследования, о непосредственных причинах увеличения этого срока и т.д. Желательно, чтобы необходимость увеличения ранее установленных сроков была подкреплена различными письменными доказательствами. Только в этом случае работодатель сможет доказать целесообразность принятого им решения.

Следует отметить, что затягивание сроков расследования без уважительных причин является серьезным нарушением со стороны начальства. В данном случае к директору организации могут быть применены различные меры ответственности, включая денежные штрафы и иные формы наказания.

3.00

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: