Замечание как дисциплинарное взыскание
Задать вопрос юристу бесплатноЕсли работник совершил виновные или противоправные действия против имущества работодателя, или нарушил нормы правил внутреннего распорядка или дисциплины труда, то работодатель имеет право его наказать. Такое наказание называется дисциплинарным взысканием, а само виновное действие – это дисциплинарный проступок.
Согласно ст. 192 ТК РФ, работодатель имеет право наказать работника следующим образом:
- вынести ему официальное замечание;
- объявить ему выговор или строгий выговор;
- уволить, сделав в трудовой книжке соответствующую запись.
Дисциплинарное взыскание в виде замечания – это самый «распространённый» вид дисциплинарного взыскания. Его накладывают за проступки «лёгкой степени тяжести», то есть когда нарушение норм дисциплины труда или нанесённый ущерб, незначительны.
Например, если работник ненадлежащим образом исполнил свои трудовые обязанности в первый раз. До этого за ним такого не замечалось. Чтобы применить замечание по этому основанию, работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией при приёме на работу. Ознакомление подтверждается подписью нового работника. Также он должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка и положениями о дисциплине труда.
Перед наложением дисциплинарного взыскания в виде замечания, работодатель должен убедиться, что в проступке есть вина работника. То есть он должен установить причинно-следственную связь между проступком и виной работника.
Для этого он должен затребовать от работника письменные объяснения. Делается это посредством акта затребования письменных объяснений. Работник должен представить работодателю объяснительную в письменном виде не позднее 2 рабочих дней с момента получения акта. На акте необходимо расписаться в получении.
В объяснительной работник может представить работодателю доказательства своей невиновности или привести уважительные причины, по которым данный дисциплинарный проступок был совершён. В ТК РФ не указано, что является уважительной причиной, это будет решать сам работодатель. Но, как показывает судебная и кадровая практика, уважительной причиной может быть:
- болезнь сотрудника;
- нарушение работодателем условий труда;
- отсутствие материалов для работы и другое.
Если работодатель сочтёт причину уважительной, то он не должен выносить работнику замечание. Если же причины нет совсем, или она неуважительная, работник издаёт приказ о вынесение дисциплинарного взыскания в виде замечания.
На приказе работник должен поставить свою подпись. Это означает, что он ознакомлен с приказом. Делается это на случай оспаривания замечания в суде. Если работник отказывается подписывать приказ, то работодатель должен составить соответствующий акт.
Замечание действительно 1 год с момента издания приказа. Но оно может быть снято досрочно:
- по письменной просьбе самого работника;
- по единоличному желанию работодателя;
- по письменному ходатайству руководителя структурного подразделения;
- по письменному ходатайству профсоюзного органа, если таковой имеется на предприятии.
Последствия замечания для работника
Многие современные работники считают, что такая мера дисциплинарной ответственности, как замечание, фактически является наименее серьезной и не грозит сотруднику никакими особо негативными последствиями. Согласиться здесь можно лишь с первой частью данного утверждения. Замечание действительно представляет собой наименее строгую меру ответственности, которая была установлена действующими законодательными нормами в официальном порядке. Однако этот факт вовсе не означает, что оно не может нести в себе абсолютно никаких отрицательных последствий для работника. В зависимости от конкретной ситуации, сотрудник, получивший замечание, может столкнуться со следующими неприятностями:
- Отменой работодателем различных премиальных и иных поощрительных выплат, которые были предусмотрены внутри конкретной организации. Несмотря на то, что в последнее время премии несколько потеряли свою актуальность, до сих пор можно встретить огромное количество организаций, где они по-прежнему выплачиваются особо успешным работникам. Причинами для начисления премиальной выплаты могут являться самые различные достижения служащих, например, перевыполнение планов продаж, постоянное улучшение собственных показателей эффективности работы и т.д.
Естественно, премии нередко назначаются только тем сотрудникам, которые показывают высокие результаты не только в своей профессиональной деятельности, но и в других областях, например, в вопросах соблюдения внутренней дисциплины и распорядка на предприятии. Следовательно, наличие такой меры дисциплинарной ответственности фактически может означать, что работником были нарушены установленные внутри компании правила. Это, в свою очередь, и будет являться главным основанием для последующей отмены премии.
Следует отметить, что точный период отмены премии устанавливается работодателем самостоятельно, в зависимости от его мнения относительно сложившейся ситуации. Например, руководитель вправе отменить одну квартальную премию, однако в следующем квартале все-таки осуществить премиальную выплату в отношении данного подчиненного. В некоторых же случаях решение о лишении премии может действовать в течение всего календарного года и т.д. - Возможным увольнением по одностороннему решению руководства. Как известно, увольнение по решению работодателя также может представлять собой одну из мер дисциплинарной ответственности. Однако применяться она может далеко не всегда, а только в определенных ситуациях, например:
- если сотрудником было совершено действительно серьезное нарушение, которое является полноценной причиной для невозможности его последующей трудовой деятельности в стенах данного учреждения. Речь может идти, например, о краже вверенного работнику имущества, о причинении материального ущерба работодателю, о разглашении информации, представляющей собой коммерческую тайну организации и т.д.;
- если сотрудником сначала было совершено мелкое нарушение, за которое ему было назначено замечание, однако практически сразу же он совершает еще один дисциплинарный проступок. Такая ситуация означает, что у работодателя будет иметься законное право на применение к своему сотруднику уже более серьезной меры ответственности. Этой мерой и может являться увольнение в одностороннем порядке.
Порядок применения замечания и образец приказа
Для того чтобы процедура объявления замечания являлась действительно правомерной и не нарушала интересы сотрудника, работодатель должен действовать в строгом соответствии с существующими нормами. Сам процесс будет включать в себя следующие обязательные этапы:
- Сначала у сотрудника необходимо истребовать письменное разъяснение по поводу сложившейся ситуации и совершенного им нарушения. Следует помнить, что игнорирование данного этапа может стать законным основанием для признания всей процедуры установления наказания абсолютно неправомерным. Для истребования официальных объяснений руководителем составляется письменное уведомление.
- Затем сотруднику дается всего два рабочих дня для предоставления соответствующих разъяснений начальству. Если за данный период времени никакой информации работодателем не будет получено, он может смело переходить к следующему этапу назначения наказания.
- Далее руководителем организации либо иным уполномоченным лицом формируется соответствующий приказ о назначении дисциплинарной меры ответственности в виде замечания.
Если говорить об основных правилах и особенностях составления официального распоряжения, сюда можно включить следующие нюансы:
- документ может быть составлен на фирменном бланке организации, на котором уже присутствуют все необходимые реквизиты компании. На приказе обязательно проставляется его индивидуальный регистрационный номер, а также текущая дата составления;
- далее указываются основные сведения, а именно: информация о сотруднике, в отношении которого назначается соответствующее наказание, точное наименование этого наказания, а также описание ранее совершенного им дисциплинарного проступка. Здесь же обязательно нужно указать реквизиты другого документа, который сможет подтвердить правомерность назначенного наказания. Такой бумагой может являться, например, ранее составленный работодателем акт об опоздании подчиненного. Однако необходимо помнить, что такой документ должен быть сформирован в строгом соответствии с существующими требованиями. Так, например, акт составляется в присутствии свидетелей, с их обязательными подписями;
- как только вся важная информация будет внесена в приказ, руководитель организации ставит на документе свою личную подпись.
Примерный текст основной части приказа о назначении наказания в виде замечания может выглядеть следующим образом:
«В связи с совершением менеджера по продажам Куликова И.В. дисциплинарного проступка, а именно – опоздания на работу 21.07.2019 года, приказываю объявить замечание. Поводом для установления наказания является акт об отсутствии на рабочем месте от 21.07.2019 года».
После формирования приказа работодатель не должен забывать о таком важном этапе, как ознакомление провинившегося сотрудника с содержанием этого документа. Данная процедура должна быть проведена руководителем в течение 3 дней с момента составления вышеуказанного распоряжения. После ознакомления дальнейшее развитие событий может выглядеть следующим образом:
- сотрудник не имеет претензий относительно содержания распоряжения и подписывает документ. В данном случае никаких проблем не возникнет, и процедуру установления дисциплинарного наказания можно будет считать успешно завершенной;
- сотрудник не желает знакомиться с подготовленным приказом и проставлять на нем собственную подпись. Любой работодатель должен знать о том, что само нежелание служащего не должно являться поводом для прерывания процедуры установления наказания. Здесь руководителю просто нужно будет составить дополнительный акт, в котором будет зафиксирован факт отказа в подписании документа.
Какие действия предпринять сотруднику, если он не согласен с замечанием?
На практике часто возникают и такие ситуации, при которых сотрудник считает примененную к нему в виде замечания меру дисциплинарной ответственности абсолютно несправедливой. В данном случае ему остается либо смириться с соответствующим решением работодателя, либо попытаться опротестовать его. В случае выбора последнего варианта, действовать можно следующим образом:
- Обратиться в территориальное отделение Трудовой инспекции. Данный орган обладает необходимой компетенцией для рассмотрения возникших у сотрудника претензий и последующего вынесения справедливого решения относительно спора. Для обращения туда заинтересованному лицу заранее необходимо будет подготовить письменное заявление. В нем нужно представить факты и доказательства, которые действительно подтвердят факт незаконного назначения наказания работодателем.
- Обратиться в судебную инстанцию. Данный вариант по праву можно назвать наиболее эффективным способом для защиты собственных прав и восстановления справедливости. Подача имеющихся у заявителя претензий осуществляется с помощью составления иска. В нем сотруднику необходимо будет кратко описать сложившуюся ситуацию и представить собственные требования относительно отмены ранее вынесенного работодателем решения.
- Обратиться в комиссию по трудовым спорам, если такой орган функционирует внутри предприятия. Подача претензий осуществляется по стандартной схеме, с предварительным составлением заявления. В случае положительного решения комиссии, ранее назначенное работодателем наказание будет аннулировано.