Трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Задать вопрос юристу бесплатноРешение конфликтов между работником и работодателем может происходить на разных уровнях. Для этой цели на предприятии создаются комиссии, которые помогают найти решение и урегулировать конфликт.
В ст. 35 ТК РФ сказано, что на предприятии может быть создана такая комиссия. Она действует в соответствии с ТК РФ и другими законами, которые регулируют трудовые отношения. Это комиссия по решению и регулированию социально-трудовых отношений на местном уровне.
Комиссия создана для решения коллективных споров, ведения коллективных переговоров, составления и обсуждения макета коллективного договора, а также для его заключения и внесения изменений.
Комиссии могут также создаваться и на территориальном уровне. Они призваны регулировать конфликты, которые не решены на местном уровне.
В п. 3 ст. 35 ТК РФ сказано, что каждый субъект федерации наделён правом на создание специальных законов, которые призваны регулировать деятельность трёхсторонних комиссий, которые созданы на уровне субъектов федерации.
При ведении своей деятельности, такая комиссия должна руководствоваться не только законами субъектов, но и федеральным законодательством.
На уровне государства создана и постоянно действует Трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она была создана в 1999 году, и действует на основании ТК РФ, а также Федерального Закона «О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 года № 92-ФЗ.
Основные принципы формирования такой комиссии представлены в ст. 2 вышеуказанного закона:
- добровольное участие объединений работников и работодателей в деятельности комиссии;
- каждая сторона комиссии имеет свои полномочия, которые необходимо применять;
- самостоятельность и независимость каждого объединения, которое участвует в деятельности этой комиссии.
Согласно Закону № 92-ФЗ, каждое официально зарегистрированное объединение работников, работодателей или профессиональных союзов, имеет право отправить одного своего представителя для участия в деятельности этой комиссии.
Полномочия Российской трёхсторонней комиссии указаны в ст. 4 вышеуказанного закона. К ним относятся:
- информационные полномочия;
- совещательные полномочия;
- правотворческие полномочия;
- контрольные полномочия.
Для чего создается данный орган?
Все правила и важные особенности социального-трудового партнерства нашей страны закреплены в действующих законодательных актах. Так, в статье 35 РФ содержится информация об основных целях создания данных комиссионных органов. К главным из них можно отнести следующие:
- Осуществление постоянного регулирования современных отношений в сфере социального труда.
- Ведение коллективных переговоров.
- Подготовку и последующее заключение коллективных соглашений, правильное предварительное составление их проектов и т.д.
- Осуществление контроля над последующим выполнением положений ранее заключенных коллективных договоров и иных соглашений.
Главный принцип создания социально-трудовых комиссий заключается в принятии различных решений на равноправной основе. Именно поэтому данный комиссионный орган, в соответствии с установленными правилами, всегда должен включать в себя представителей обеих сторон профессиональных отношений. Для выполнения всех важных задач члены созданного органа наделяются необходимыми полномочиями в официальном порядке.
В соответствии с действующими правилами, в состав создаваемого органа могут быть включены следующие лица:
- представитель работодателя. Руководитель организации вправе сам принять самостоятельное решение о том, кто именно будет представлять его интересы. Это может быть, например, один из его заместителей, руководитель другого структурного подразделения и т.д. Главное, чтобы у такого человека имелось согласие на его включение в комиссионный орган;
- представитель сотрудников. Им может являться, например, член профсоюза, если подобный орган ранее был создан на предприятии. Если же его не имеется – работники организации будут вправе осуществить самостоятельный выбор их представителя. Подобное решение может быть принято, например, на общем собрании служащих. Главное, чтобы у избранного работника имелось официальное согласие на защиту интересов;
- представители различных организаций исполнительной власти. Это может быть, например, представитель Трудовой инспекции либо иных учреждений. Следует отметить, что выполнение данного пункта, в большинстве случаев, не является обязательным. Отдельная необходимость может быть предусмотрена внутренними локальным актами компании и официальными положениями.
Создание данного комиссионного органа осуществляется работодателем на основании главного документа, а именно – соответствующего распоряжения. Оно всегда составляется в письменной форме. Приказ может быть сформирован в свободном порядке. Главное, чтобы в документ уполномоченным лицом были включены все важные сведения относительно причин создания комиссии, а также иных дополнительных обстоятельств.
После прохождения официальной процедуры создания комиссионный орган сможет приступить к непосредственному выполнению возложенных на него обязательств. Набор основных полномочий функционирующей комиссии может зависеть от конкретного предприятия, от направления его деятельности, а также от многих иных важных нюансов. Главное, чтобы сама процедура принятия комиссией тех или иных решений соблюдалась каждым ее членом. В частности, все решения должны приниматься на общем голосовании после рассмотрения и подробного изучения поставленных вопросов. Рассматриваемые на собрании вопросы, а также все принятые по ним решения должны фиксироваться в специальном документе – протоколе. Для его заполнения назначается ответственное лицо, а именно – секретарь комиссии. После окончания собрания на протоколе каждым членом комиссионного органа должна быть проставлена личная подпись.
Виды комиссий по регулированию социально-трудовых отношений
Современными законодательными нормами был установлен официальный перечень различных видов комиссий по социально-трудовым отношениям. Каждая из таких комиссий может быть создана работодателем. При этом все разновидности такого органа отличаются друг от друга, в зависимости от конкретного уровня, на котором он был создан, например:
- Комиссия на федеральном уровне. Представляет собой особый и наиболее важный орган, который функционирует в современных социально-трудовых отношениях и выполняет множество самых разнообразных задач.
- Комиссия на уровне субъектов нашей страны. Как и следует из его названия, данный орган может быть создан в различных областях, городах, а также иных субъектах нашего государства. Особенностью такой комиссии будет являться тот факт, что ее функционирование осуществляется на основании правил, которые действуют в конкретном субъекте страны.
- Территориальные органы. Их создание и функционирование может осуществляться в соответствии с правилами и нормами, которые ранее были установлены органами местного самоуправления. Этими же органами созданные комиссии наделяются всеми необходимыми и обязательными полномочиями.
- Комиссии на уровне определенных отраслей. Такие органы могут быть созданы как по одной отрасли, так и сразу по нескольким. Особенность данных комиссий заключается в том, что их функционирование может осуществляться на всех вышеуказанных уровнях.
- Органы, созданные в одной компании или учреждении. Данный комиссионный орган может быть создан для последующего функционирования и решения различных вопросов в пределах одной компании. Для успешного выполнения различных обязательств работодатель наделяет представителей комиссий всеми необходимыми полномочиями. К основным из них можно отнести ведение важных переговоров, подготовку проектов будущих коллективных соглашений и т.д.
Если же говорить об иных дополнительных характеристиках данных органов, можно разделить их на две важные разновидности:
- временные комиссии по социально-трудовым отношениям. В большинстве случаев такие комиссии создаются на местном уровне, по соответствующему решению руководителя организации. Как и следует из их названия, данный вид комиссий отличается тем, что его функционирование осуществляется в пределах ограниченного периода времени. Он может быть выражен в четких временных рамках либо в определенном событии. Например, такая комиссия может быть создана для выполнения той или иной задачи – создания проекта коллективного договора, проведения важных переговоров и т.д.;
- постоянные органы. Такие органы функционируют без каких-либо временных ограничений. Данный вид комиссий нередко создается в организациях, в которых присутствуют некоторые важные и постоянные задачи, например, осуществление контроля над надлежащим выполнением ранее заключенных коллективных договоров. Необходимость такого контроля присутствует всегда, следовательно, здесь должен быть создан постоянный орган.
Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
РТК представляет собой особый орган, который осуществляет свое функционирование на основании действующего федерального закона. В соответствии с установленными правилами, в ее состав могут быть включены следующие участники:
- Представители различных российских профсоюзных объединений. Профсоюз представляет собой особую организацию, основной задачей которой является осуществление постоянной защиты законных прав сотрудников. Обратиться в нее вправе каждый служащий, который считает, что его интересы были нарушены определенными действиями работодателя. Представители профсоюзного органа, в свою очередь, будут обязаны рассмотреть переданное обращение и нести справедливое решение по возникшему спору.
- Представители объединений работодателей по нашей стране. В соответствии с действующими правилами, работодатели в нашем государстве вправе объединяться в различные союзы для решения важных задач. В таком случае представители таких объединений обязательно должны быть включены в трехстороннюю комиссию.
- Представители Правительства РФ. Данные лица осуществляют постоянный контроль над надлежащим функционированием созданного органа, а также выполняют иные возложенные на них задачи.
Если говорить о наиболее важных функциях российской трехсторонней комиссии, к таковым можно отнести следующие:
- ведение постоянных переговоров, а также подготовку генерального соглашения между различными объединениями российских профсоюзных организаций;
- разработку и внедрение соглашений между профсоюзными организациями и современными руководителями;
- проведение консультаций, основная тема которых заключается в разработке различных законодательных проектов, имеющих непосредственное отношение к современным социально-трудовым отношениям;
- подготовку проектов и последующее внедрение программ федерального значения в области существующих социально-трудовых отношений. Разработку новых реформ, которые окажут положительное влияние на процесс распределения рабочей силы, на увеличение уровня занятости населения и т.д.;
- согласование и координацию позиций каждой стороны по различным направлениям социально-трудовой политики в нашем государстве;
- выполнение иных задач, которые потребуются в конкретной ситуации, включая разработку и внедрение новых проектов законов, внесение изменений в уже существующие акты по социально-трудовым отношениям.
Все вышеуказанные функции достигаются использованием возложенных на РТК полномочий. Главное, чтобы применяемые методы не противоречили общим законодательным нормам и существующему порядку.