Увольнение по совместительству

Задать вопрос юристу бесплатно
25.05.2020

Увольнение по совместительству имеет некоторые нюансы, которые работодатель должен соблюсти, чтобы увольнение было законным.

Совместительство – это выполнение работником каких-либо работ в свободное от основной работы время. Совместительство оплачивается в соответствии с занимаемой должностью и пропорционально отработанному времени. Оно допускается только при заключении трудового договора.

При увольнении совместителя необходимо расторгнуть трудовой договор. Сделать это можно следующими способами:

  • по инициативе самого совместителя;
  • по соглашению сторон;
  • по инициативе работодателя.

Увольнение совместителя по инициативе работодателя

Увольнение по совместительству по инициативе работодателя идентично увольнению по инициативе работодателя основного работника.

Сначала работодатель должен оповестить такого работника о грядущем увольнении за 2 недели. Совместитель должен ознакомиться уведомлением, подписав его. Если работник отказывается подписывать этот документ, работодатель должен составит акт об отказе.

После этого работодатель издаёт приказ об увольнении данного сотрудника и регистрирует его. В приказе работник также должен расписаться.

В день увольнения работодатель должен произвести полный расчёт с работником. Он должен ему выплатить:

  • заработную плату, пропорционально отработанному времени в месяце увольнения. Рабочий день совместителя не должен превышать 4 часов в день;
  • «отпускные». Неполный рабочий день совместителя никак не отражается на предоставлении ему обязательного отпуска;
  • выходное пособие, если оно предусмотрено основанием увольнения. Также выходное пособие может быть указано в трудовом или коллективном договоре.

Если совместителя сокращают, то уведомить его нужно за 2 месяца. Это касается как внешних, так и внутренних совместителей. Дальше процедура сокращения идентична процедуре сокращения основных работников.

На работников по совместительству действует то же правило, что и при увольнении основных работников – есть такие категории, которые нельзя увольнять по инициативе работодателя.

  • на больничном;
  • в отпуске;
  • в отпуске по уходу за ребёнком;
  • в декретном отпуске.

Увольнение по совместительству по собственному желанию аналогично увольнению по собственному  желанию основного работника.

Работник должен написать письменное заявление на имя работодателя об увольнении. Сделать это нужно минимум за 2 недели до предполагаемой даты увольнения.

Это заявление нужно передать лично в руки работодателю, а можно через отдел кадров. Заявление должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Для перестраховки лучше написать 2 заявления. На экземпляре работника, сотрудник который принимает заявление к учету, должен поставить дату и номер входящего документа, а также расписаться.

После этого работодатель готовит приказ об увольнении совместителя. В день увольнения он должен полностью рассчитаться с работником, выплатив ему все полагающиеся пособия – заработную плату, «отпускные» и выходное пособие, если о нём сказано в трудовом или коллективном договоре.

Приказ об увольнении совместителя ничем не отличается от приказа увольнения основного работника. Работник должен ознакомиться с этим документом и поставить на нём свою роспись.

Совместитель должен отработать 2 недели, которые указаны в ТК РФ. Правовой статус совместителя точно такой же, как и у основного работника. Поэтому уволиться без отработки он может только на основаниях, указанных в ст. 80 ТК РФ.

Совместитель может уволиться и по соглашению сторон. Это наиболее оптимальный вариант.

От одной из сторон должна исходит инициатива об увольнении. Либо работодатель уведомляет должным образом сотрудника, либо работник пишет заявление на увольнение по собственному желанию.

После этого, одна из сторон предлагает заключить соглашение об увольнении. Как правило, инициатива и об увольнении и о составлении соглашения, исходит от работодателя.

В соглашении нужно подробно описать все условия увольнения совместителя, включая дату увольнения и размер всех положенных выплат.

После заключения соглашения, работодатель должен подготовить приказ об увольнении этого работника. Основанием для увольнения в приказе нужно указать номер и дату соглашения.

Увольняется совместитель по соглашению сторон в то число, которое указано в соглашении.

Соглашение об увольнении составляется в 2-х экземплярах. Один остаётся у работника, другой – у работодателя. На экземпляре работодателя, работник должен написать «свой экземпляр соглашения получил». Поставить дату и подпись.

Порядок приема и особенности увольнения совместителя

Совместители относятся к особой категории сотрудников, для которых данное место работы не является основным. Однако, несмотря на это, каждому работодателю необходимо помнить о том, что такой служащий обладает всеми полноценными трудовыми правами, как и его коллеги. Следовательно, и такие процедуры, как трудоустройство совместителя, а также его увольнение из организации должны проводиться работодателем на общих основаниях. Сама процедура оформления совместителя на вакантную должность будет включать в себя несколько главных этапов:

  1. Составление письменного заявления будущих работников. Документ готовится сотрудником в свободной форме. В нем он фиксирует свои намерения официально устроиться в данную организацию на вакантную должность. Заявление всегда пишется на имя руководителя организации либо иного лица, у которого имеются все необходимые полномочия.
  2. Работодатель готовит для будущего сотрудника трудовой договор. В данном документе должны быть зафиксированы все важные нюансы предстоящих профессиональных отношений. Более того, в нем обязательно должен быть отмечен тот факт, что сотрудник будет работать в данной организации в режиме совместительства. Здесь же фиксируются сведения относительно продолжительности его рабочего дня, количества рабочих часов в неделю и т.д. Договор в обязательном порядке должен быть составлен в двух равноценных экземплярах. После того как стороны поставили на них свои личные подписи, один экземпляр остается у работодателя, а второй – выдается на руки сотруднику.
  3. Как только договор был подписан сторонами трудовых отношений, работодатель может приступать к составлению официального распоряжения о трудоустройстве сотрудника. В данном документе также нужно указать особый режим работы сотрудника.

Следует отметить, что на этапе трудоустройства определенные обязательства будут возложены и на самого совместителя. В частности, речь идет о предоставлении работодателю всех необходимых документов. Многое при этом будет зависеть от того, внешнее это совмещение или внутреннее, например:

  • если речь идет о внешнем совмещении, значит, в прямые обязанности нового работника будет входить предоставление абсолютно всех документов, в соответствии с действующим перечнем. Сюда можно отнести: паспорт для удостоверения личности физического лица, документы, подтверждающие наличие определенного образования, страховое свидетельство СНИЛС, документ о постановке на учет в налоговом органе и т.д. При желании служащий может представить работодателю и свою трудовую книжку для простановки туда соответствующей отметки о принятии на должность;
  • если же сотрудник будет работать в режиме внутреннего совмещения, значит, все основные документы уже им сдавались во время раннего трудоустройства. В таком случае работодатель может попросить лишь некоторые дополнительные бумаги, например, свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации и т.д.

По каким основаниям может быть уволен совместитель?

Как уже было сказано выше, процедура увольнения совместителя должна проходить в общем порядке, наравне с другими служащими. Если говорить об основаниях, по которым трудовые отношения с данным сотрудником могут быть расторгнуты, сюда можно отнести следующие:

  1. Желание самого служащего. Данное основание можно назвать наиболее распространенным в современных трудовых отношениях. Право на увольнение по собственному желанию может быть реализовано сотрудником абсолютно в любой момент, вне зависимости от срока действия ранее заключенного трудового договора, а также от иных факторов. Для инициирования процедуры увольнения сотруднику необходимо будет подать стандартное заявление на имя руководителя организации. В нем можно указать лишь общую формулировку «Прошу уволить по собственному желанию», без включения в текст каких-либо дополнительных подробностей такого решения. После получения такого заявления работодатель будет обязан подготовить все необходимые документы, а также произвести с уходящим сотрудником полный расчет с выплатой положенных компенсаций.
  2. Одностороннее решение руководителя. Такое решение может быть принято директором только при наличии веских оснований. Очень часто данным основанием является, например, дисциплинарный проступок, который ранее был совершен подчиненным. Помимо этого, сюда можно отнести и увольнение служащего на основании его сокращения. Однако в данном случае на работодателя будут возложены дополнительные обязательства по выплате выходного пособия.
  3. Возникновение обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Сюда можно отнести самые различные события, которые являются серьезным препятствием для последующего продолжения трудовой деятельности совместителя в данном учреждении. Например, у служащего во время прохождения медицинского осмотра были выявлены некоторые проблемы со здоровьем. Его работа, в свою очередь, связана с наличием опасных условий труда. В подобной ситуации работодателем может быть использовано два варианта решения проблемы. Первый из них заключается в переводе подчиненного на другое рабочее место, естественно, если это место является вакантным. Если же возможность перевода отсутствует – значит, единственным вариантом станет аннулирование трудового договора.

Порядок увольнения совместителя

Весь процесс разрыва трудовых отношений с совместителем напрямую будет зависеть от того, по каким именно причинам увольняется сотрудник, например:

  1. Работник принял самостоятельное решение об уходе. В данном случае процедура увольнения будет максимально простой. Начать процесс сотруднику нужно с составления письменного заявления об увольнении по собственному желанию. Работодатель, на основании поступившего документа, подготовит приказ, а также произведет иные необходимые действия.
  2. Работник увольняется по одностороннему желанию начальства. Здесь все будет несколько сложнее. Прежде всего, работодателю необходимо позаботиться о формировании документальных оснований для такого увольнения. Например, если речь идет о нарушении дисциплины со стороны сотрудника, значит, руководитель должен зафиксировать такое нарушение, составив акты и иные внутренние документы. Далее директором готовится приказ об увольнении совместителя в одностороннем порядке, с обязательным указанием ссылки на соответствующие основания.
  3. Работник увольняется на основании заключенного с директором соглашения. Здесь значительным нюансом будет являться обязательное наличие всех важных условий предстоящего увольнения, зафиксированных в готовом соглашении.
  4. Увольнение производится по независящим от сторон обстоятельствам. Здесь сам процесс разрыва трудовых отношений может быть инициирован только после получения работодателем соответствующего документального основания, например, официального заключения из медицинского учреждения или иных материалов.
5.00

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: