Статья 64.1 ТК РФ
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 64.1 ТК РФ определены условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими. В соответствии со статьей 64.1 эти категории работников обязаны в течение двух лет после увольнения сообщать новому работодателю о последнем месте службы. На основании статьи 64.1 работодатель, заключивший трудовой договор с гражданами, замещающими должности государственной и муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения обязан сообщать об этом договоре новому работодателю.
Вопрос
Работнику бюджетной организации, не являющемуся государственным служащим, установлена 39-часовая рабочая неделя со стандартным графиком (5 рабочих дней и 2 выходных). Должностные обязанности прописаны как в трудовом контракте, так и в должностной инструкции.
По указанию руководства вышестоящей организации в ближайшие месяцы работнику надлежит участвовать в проекте, сроки реализации которого составляют 5 месяцев. Проект реализуется в другом населенном пункте (20 км от основного места работы). Характер предстоящей работы – схожий, однако, имеет определенную специфику (иную целевую аудиторию). График работы определен при этом как сменный (продолжительность смены – 12 часов). При этом предусмотрен выход на работу, в том числе, в выходные и праздники. По требованию руководства нашей организации основной работе также должно уделяться достаточное внимание. Финансовая сторона договора (зарплата, социальный пакет) не подлежат пересмотру. Безусловно, эти нововведения меня не устраивают. Законны ли действия руководства?
Ответ юриста:
Нет, действия работодателя не основаны на законе. В соответствии со ст. 74 ТК РФ любое изменение условий труда становится возможным лишь по соглашению сторон. Если по причинам, сопряженным с организационно-техническими изменениями, оговоренные сторонами условия труда не подлежат сохранению, то их изменение допускается, если при этом трудовые функции сотрудника не будут затронуты. Таким образом, в данном случае работник имеет полное право отказаться от предлагаемых условий труда со ссылкой на ранее заключенный трудовой договор и ст.74 ТК РФ. При этом трудовой договор подлежит прекращению согласно п.7 ст.77 ТК РФ.
Вопрос
Ответ юриста:
Речь, по-видимому, идет об исполнении работодателем обязанности, предусмотренной ч.4 ст.12 № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции». Анализ данной правовой нормы в совокупности с требованиями ст. 64.1 ТК РФ свидетельствует об обязанности работодателя обеспечить уведомление о приеме госслужащего на новое место работы при наличии следующих условий:
- сообщения бывшим госслужащим о своем статусе на новом месте работы;
- менее чем 2-летнего периода с момента увольнения с прежней службы;
- включения прежней должности в перечень, утвержденный президентским указом № 557 от 18.05.2009 года (интересующая Вас должность референта в региональном следственном управлении включена в п.п. д) п. 15 данного перечня);
- заключения с бывшим госслужащим трудового либо гражданско-правового контракта;
- оплаты труда в соответствии со штатным расписанием на момент приема на работу либо гражданско-правовым договором в сумме, превышающей 100 тыс. руб. в месяц.
Таким образом, если Ваша зарплата по новому месту работы не достигает 100 тыс. руб. в месяц, у нового работодателя отсутствует обязанность сообщать о Вашем трудоустройстве прежнему работодателю.
Вопрос
Ответ юриста:
Помимо целого комплекса прав, государственные служащие принимают на себя определенные обязанности и ограничения. Основная функция этих ограничений заключается в установлении юридических преград для коррупции и злоупотреблений. Они действуют в течение всего периода прохождения госслужбы. Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственные служащие не могут осуществлять иную оплачиваемую деятельность, за исключением творческой, педагогической либо научной. Таким образом, для получения ответа на данный вопрос необходимо установить, обозначена ли в уставе конноспортивной школы педагогическая деятельность.