Сроки обращения в трудовую инспекцию после увольнения

Задать вопрос юристу бесплатно
06.07.2020
В какие сроки после увольнения можно обратиться с жалобой в трудовую инпекцию или в суд с иском к работадателю

Законом не установлено конкретных сроков обращения в трудовую инспекцию после увольнения. В этом её преимущество перед судом. Для суда срок обращения - месяц после увольнения.
Обратиться в трудовую инспекцию с жалобой можно в любое время после увольнения, если речь идёт не о восстановлении работника на рабочем месте.

Чтобы трудовая инспекция отреагировала на нарушение прав работника, он должен написать письменную жалобу в свободной форме о своих нарушенных правах.
Однако если работник желает быть восстановленным в своих правах и вернуться на работу, то писать жалобу нужно как можно быстрее.

В течение 30 дней после получения жалобы, трудовой инспектор обязан дать на неё ответ обратившемуся гражданину. Ответ даётся только в письменной форме, и высылается он либо на почтовый, либо он электронный адрес обратившегося.
Трудовой инспектор должен провести проверку у работодателя и выявить все нарушения трудового законодательства, в том числе и обратившегося бывшего сотрудника.
После сбора необходимых доказательств, инспектор выписывает такому работодателю предписание. Срок исполнения предписания – 10 дней. Если работодатель этот срок нарушит, то инспектор подготовит иск в суд.
Если речь идёт о восстановлении уволенного сотрудника на рабочем месте и оплаты ему всех вынужденных прогулов, то и инспектор должен «уложиться» в 3-хмесячный срок. Однако если суд выявит, что работодатель умышленно затягивал срок обращения к суду, то он восстановит срок обращения.

Суд может восстановить срок обращения и по другим уважительным причинам – болезнь уволенного сотрудника, проведение внеплановой проверки у работодателя трудовыми инспекторами, задержки в работе почты и прочее. Необходимо представить суду необходимые доказательства.
Если уволенный работник пропустит срок обращения в суд по неуважительным причинам, то работодатель может оспорить решение трудовой инспекции в суде. Поэтому срок обращения в трудовую инспекцию после увольнения лучше «увязать» с 3-хмесячным сроком обращения в суд.

Нюансы трудового спора с работодателем

Инспекция по труду представляет собой особую государственную организацию, основная задача функционирования которой заключается в осуществлении постоянного контроля над соблюдением действующих законодательных норм. Выполнение данной задачи осуществляется с помощью предоставления Трудовой инспекции таких важных полномочий, как:

  1. Проведение плановых и внеплановых проверок. Они представляют собой особые мероприятия, во время которых представителями уполномоченной инстанции внимательно исследуется деятельность конкретного работодателя. Все обнаруженные нарушения фиксируются в официальной форме и могут являться полноценным основанием для последующего назначения предусмотренных законодательством мер ответственности.
  2. Анализ текущего рынка труда, изучение популярных предложений о работе и т.д.
  3. Получение официальных письменных обращений со стороны сотрудников по поводу различных нарушений, совершаемых их работодателями. Рассмотрение таких обращений и принятие решения относительно дальнейших действий.

Согласно существующей статистике, именно Трудовая инспекция является первой организацией, в которую предпочитают обращаться современные сотрудники в случае нарушения их прав и законных интересов. Однако здесь необходимо помнить и о том, что данная инстанция не всегда может оказать требуемую человеку помощь. В частности, при более серьезных нарушениях со стороны начальства оптимальным решением, возможно, станет подача жалобы в органы прокуратуры или в судебное учреждение.

Если говорить о наиболее распространенных причинах обращения физических лиц в Трудовые инспекции, можно отметить, что огромное количество предъявляемых претензий бывают тесно связаны с процедурой увольнения. Как известно, даже после официального ухода из организации у гражданина в течение определенного периода времени сохраняется законное право на предъявление претензий в адрес своего бывшего работодателя. Конфликты уже после увольнения могут возникать по следующим причинам:

  • неисполнение работодателем его прямых обязательств относительно возврата всех важных документов на руки сотруднику. Сюда, например, можно отнести трудовую книжку подчиненного. Как известно, ее выдачу на руки увольняющемуся сотруднику работодатель обязан осуществить в последний день пребывания подчиненного в организации. Несоблюдение такого правила будет являться серьезным нарушением со стороны начальства;
  • невыплата работодателем положенных сотруднику сумм. Например, руководитель начислил сотруднику положенную заработную плату за последний расчетный период, однако не выплатил компенсацию за не использованный подчиненным отпуск. Такая ситуация будет являться полноценным основанием для предъявления официальных претензий;
  • осуществление увольнения сотрудника по инициативе работодателя при отсутствии на это законных оснований. Данный вариант можно назвать наиболее распространенным. К сожалению, очень часто руководители предпочитают избавляться от неугодных сотрудников. Для этого директор может найти самые различные причины. Многие, например, приписывают сотруднику серьезные дисциплинарные проступки, которых не совершал. В подобной ситуации обязательно нужно попытаться отстоять собственные права и восстановить справедливость.

Процедура составления и подачи жалобы в Трудовую инспекцию

Во время обращения в Трудовую инспекцию очень важным вопросом будут являться сроки, в течение которых у уволенного сотрудника сохраняется законное право на подачу официальных претензий. Сразу следует отметить, что сроки могут несколько отличаться друг от друга, в зависимости от непосредственных причин обращения в уполномоченную инстанцию, а также иных факторов.

В большинстве случаев стандартный период подачи жалобы будет составлять ровно один месяц. Отсчет необходимо начинать с момента непосредственного нарушения законных прав подчиненного. В случае пропуска установленных сроков, у сотрудника все равно может сохраниться право на подачу жалобы. Однако в подобной ситуации ему сначала придется доказать, что по веским обстоятельствам он действительно не мог обратиться в организацию раньше.

Как только жалоба будет подана в Трудовую инспекцию, здесь в силу вступят иные сроки, которые также были установлены действующими нормами в официальном порядке, например:

  1. Для приема заявления, его регистрации внутри организации, а также рассмотрения представленной в документе информации уполномоченным лицом будет дано ровно 5 дней.
  2. Далее 30 дней будет предоставлено специалистам для принятия решения относительно дальнейших действий. Например, после рассмотрения заявления инспектором может быть принято решение по назначению внеплановой проверки деятельности работодателя. В таком случае в тридцатидневный срок специалистом должны быть оформлены все требуемые документы. В особых обстоятельствах вышеуказанный период времени может быть увеличен. Однако такое решение может быть принято уполномоченным инспектором только при наличии веских оснований для этого. О факте продления периода рассмотрения обязательно должен быть уведомлен автор поступившего заявления.
  3. И, наконец, у работодателя будет иметься всего 10 дней для выполнения официального предписания, которое было выдано уполномоченным инспектором после окончания проверки.

Требования по срокам давности при обращении

Как уже было сказано выше, заявление с претензиями о незаконном увольнении необходимо подать в ближайшее отделение Трудовой инспекции в течение одного календарного месяца. Отсчет данного периода времени нужно начинать с даты, которая была указана в соответствующем распоряжении об увольнении подчиненного.

Для того чтобы заявление было внимательно рассмотрено уполномоченной инстанцией, его автор должен поместить туда всю важную информацию, включая следующие сведения:

  1. Стандартные данные о сторонах возникшего спора – наименование организации, в которой работал сотрудник, ФИО и должность руководителя компании, личные сведения о заявителе и т.д. Обязательно нужно указать телефон автора, а также иные контактные данные для быстрой связи с ним.
  2. Дополнительную информацию относительно трудовой деятельности сотрудника в данном учреждении – дату принятия подчиненного на соответствующую должность, продолжительность его работы и непосредственные причины прекращения профессиональных отношений и т.д.
  3. Перечень возражений. Здесь нужно указать абсолютно все претензии, которые имеются у сотрудника в отношении проведенной работодателем процедуры увольнения. Чуть ниже помещаются и соответствующие требования, например, восстановление в должности, аннулирование распоряжения об увольнении, получение невыплаченных компенсаций. Далее указывается перечень дополнительных документов, а также обязательно ставится личная подпись автора заявления.
4.20

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: