Полномочия трудовой инспекции
Задать вопрос юристу бесплатноГосударственная инспекция труда входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости. Она включает в себя федеральный надзорный орган и территориальные инспекции труда, действующие в соответствующих субъектах РФ.
В своей работе инспекция труда руководствуется Трудовым кодексом РФ и Положениями об инспекции труда, где определены ее функции, полномочия трудовой инспекции и права инспектора по труду. Также деятельность органа регламентируется федеральными законами и Конвенцией «Об инспекции труда в промышленности и торговле».
Полномочия государственной инспекции труда
В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему:
- выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
- предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
- выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
- привлечение к административной ответственности;
- расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
- инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
- приостановление деятельности организации или ее подразделений.
Права
Для того, чтобы выполнялись основные полномочия федеральной инспекции труда, в ст. 357 ТК РФ закреплены права контролирующего органа. Инспектор по труду может:
- беспрепятственно и в любое время суток посещать организации с целью проведения проверки (при наличии удостоверения). Если речь идет о плановой проверке, то инспектор должен уведомить руководство организации не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала;
- запрашивать документы и информацию, связанную с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников;
- изымать для анализа образцы веществ и материалов, которые используются на предприятии.
Однако, в соответствии со ст. 360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц.
Обязательства инспектора
В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.
Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.
Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).
Структура
Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.
Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.
Следует отметить, что регулярный контроль над соблюдением установленных законодательством трудовых норм отнюдь не является единственной задачей Роструда. В процессе его деятельности на него возлагаются и другие, самые разнообразные обязательства. К наиболее распространенным и важным из них можно отнести:
- Осуществление контроля над постоянным повышением уровня занятости населения. Для этого Рострудом могут быть разработаны и утверждены отдельные дополнительные акты для взаимодействия с такими организациями, как центры занятости в нашей стране.
- Принятие активного участия в процессах урегулирования современных трудовых споров. Как показывает существующая практика, конфликты между сотрудниками и их работодателями возникают регулярно по самым различным обстоятельствам. Сюда можно отнести, например, нарушение прав работников за нерегулярное получение заработной платы, несоблюдение установленных правил в отношении предоставления оплачиваемых отпусков подчиненным и т.д.
- Осуществление постоянного контроля над трудовой миграцией в нашей стране. Ведение надлежащего учета и статистики.
- Выполнение иных регулярных задач, непосредственно связанных с профессиональными отношениями.
Основы деятельности
Деятельность Федеральной инспекции труда целиком и полностью должна подчиняться существующим в нашей стране законодательным нормам. Главной из них, безусловно, является Конституция РФ. Помимо этого, в своей деятельности Инспекция должна учитывать действующие положения трудового законодательства, Постановления Правительства РФ, международные договоры, а также иные нормативно-правовые акты.
Если говорить об основных задачах данной инстанции, к ним можно отнести:
- Обеспечение надлежащей защиты трудовых прав и свобод, которые предоставляются гражданам в нашем государстве. Сюда можно отнести, например, право на безопасный труд, на свободный выбор профессии, на отсутствие дискриминации со стороны работодателей по личным и иным признакам и т.д.
- Обеспечение соблюдения современными начальниками действующих положений трудового законодательства. Как показывает существующая практика, регулярно работодателем совершаются самые различные нарушения. Они, в свою очередь, могут быть выражены в определенных запрещенных действиях начальника либо проявленном с его стороны бездействии. Главным их признаком всегда будет являться нарушение положений ТК РФ, а также иных нормативно-правовых актов в современном трудовом законодательстве.
- Своевременное предоставление работодателям и их подчиненным актуальной информации относительно наиболее эффективных и максимально легких способов соблюдения современных положений законодательства.
- Предоставление органам власти своевременной информации относительно различных трудовых нарушений, которые были зафиксированы уполномоченной инстанцией в официальном порядке.
Для выполнения всех вышеуказанных задач Инспекция была наделена самыми различными полномочиями. В ее законные права входит и возможность установления официальных наказаний для виновных лиц. В случае фиксирования действительно серьезных нарушений со стороны работодателя, уполномоченной инстанцией могут быть подготовлены все необходимые материалы для их последующего направления в судебное учреждение.
Полномочия
К наиболее важным полномочиям, которые регулярно используются в деятельности Инспекции по труду, можно отнести следующие:
- Осуществление постоянного контроля на предмет законности деятельности современных работодателей в нашей стране. Как известно, работа абсолютно каждой организации должна подчиняться всем действующим правилам трудового законодательства. В частности, во время трудоустройства руководитель должен заключить с новым служащим официальный договор, каждый год директор обязан предоставлять подчиненному оплачиваемый отпуск и т.д. Несоблюдение хотя бы одного правила будет являться серьезным нарушением со стороны работодателя. За это в его отношении могут быть установлены предусмотренные законом меры ответственности.
- Проведение постоянного анализа причин и различных важных обстоятельств, при которых произошло серьезное нарушение прав подчиненных. Такое наблюдение требуется, прежде всего, для того, чтобы предотвратить подобные нарушения в будущем и сделать работу Инспекции по труду максимально эффективной.
- Принятие активного участия в рассмотрении дел о гражданских нарушениях, которые были совершены работодателем. Подобные нарушения могут быть выявлены в ходе проверки, которая была инициирована уполномоченным органом. Например, сотрудник, считающий, что работодатель нарушил его права и интересы, будет обладать полноценной возможностью для обращения в Трудовую инспекцию. Делается это путем подачи письменного заявления в уполномоченную инстанцию. После получения такого документа Инспекция, в свою очередь, будет вправе принять решение о назначении внеплановой проверки деятельности организации.
- Сбор всей необходимой информации для последующего направления документов в органы исполнительной власти. Как правило, такой вариант используется в случае фиксации серьезного нарушения со стороны работодателя. В подобной ситуации собранные материалы могут быть направлены не только в судебное учреждение, но и, например, в прокуратуру для дальнейшего разбирательства. В данном случае работодателю могут грозить действительно серьезные меры ответственности за допущенные нарушения, включая и уголовное наказание.
- Осуществление постоянного контроля над грамотным проведением расследования несчастных случаев работодателем. Любой несчастный случай на производстве представляет собой неординарную ситуацию, при которой на уполномоченное лицо будут возложены некоторые важные обязательства. В частности, руководитель компании будет обязан надлежащим образом провести внутреннее расследование произошедшего. Для этого создается специальная комиссия, которая и займется выяснением всех важных фактов и обстоятельств. По окончании своей деятельности комиссия будет обязана составить официальный акт. В нем указываются непосредственные причины аварии, а также иные важные сведения. Нарушение установленного регламента процедуры расследования будет являться серьезным преступлением со стороны работодателя.
- Проведение постоянного анализа производственного травматизма в нашей стране. Разработка максимально эффективных методов для снижения текущих показателей получения травм до возможного минимума. Утверждение отдельных федеральных актов по вопросу повышения уровня безопасности сотрудников на различных предприятиях нашей страны.
- Осуществление постоянного контроля над правильностью и грамотностью реализации основных прав сотрудников, которые гарантируются им действующими законодательными нормами. Сюда можно отнести, например, оформление обязательного социального страхования, работу в официальном порядке с предварительным заключением договора и внесением соответствующей записи в трудовую книжку подчиненного и т.д.
- Оформление официальных запросов в органы исполнительной власти, а также в иные различные инстанции, при условии, что полученная информация требуется Инспекции для выполнения текущих задач в области трудового права.
Существующие нормы устанавливают, что в своей деятельности Трудовая инспекция не должна превышать имеющиеся у нее полномочия. В противном случае установленные ею меры ответственности будут признаны неправомерными. Это, в свою очередь, станет полноценным основанием для их полного аннулирования.
Мы работаем в сфере обслуживания и на работника поступила жалоба от посетителя.Рассмотрев ее (есть видео) мы объявляем выговор с чем не согласен работник.
Им написана жалоба в трудовую инспекцию.
Что будет смотреть инспектор?
В соответствии с Определениями Верховного суда Российской Федерации от 20.07.2012 № 19-КГ12-5, 10.01.2014 № 5-КГ13-146, Государственная инспекция труда в городе Москве не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Ответ:
Ответ:
ГИТ злоупотребляет ссылкой на наличие ИТС, даже не пытаясь вникнуть в суть обращения. *****УДАЛЕНО МОДЕРАТОРОМ***************** в Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2012 № 19-КГ12-5, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Индивидуальный трудовой спор — разновидность спора о праве (то есть существование права или его нарушение не признано обеими сторонами, не вытекает из закона и подлежит доказыванию). Признаки индивидуального трудового спора отсутствуют, если выявленные нарушения носят очевидный, бесспорный и однозначный характер.
Ответ:
Ответ:
Глупость. Не путайте вопросы начисления з/п и других пособий с выплатами.
Действующее законодательство предусматривает, что государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, правомочен выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со Статьяёй 356 ТК РФ(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) трудовая инспекция не только выполняет функцию надзора и контроля,но и на ряду с этим «ведёт прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав».При этом предметом трудового спора,как правило,является нарушение трудовых прав работника.Обращаясь в трудовую инспекцию,работник,не просит о разрешении трудового спора,а просит в соответствии со ст.356 ТК РФ: провести проверку и выявить нарушения трудовых прав.Принять меры по устранению выявленных нарушений,осуществив тем самым функцию надзора и контроля.Затем он может использовать результаты проверки при обращении в суд для разбирательства по трудовому спору.
Поэтому невыплата заработной платы и других пособий наряду с тем,что,как предмет трудового спора,может быть в компетенции суда,при наличии заявления от пострадавшего является так же поводом для проверки работодателя инспекцией по труду,осуществляющей тем самым функцию надзора и контроля.
Другое дело,что инспекции,как правило,выполняют эту проверку формально,в виде «документарной проверки».То есть запрашивают у работодателя по телефону или другим способом копии табелей,трудовых договоров,ведомостей на зарплату,шататных расписаний и т.п.,а затем без анализа,обосновывая,как правило, свои действия законом о защите предпринимателей(о котором ничего не сказано в ст.356 ТК РФ),называя это анилизом-пересылает эти,полученные от работодателя копии,жалобщику.Это ближе к созерцанию и медитации йогов-отшельников,а не к надзору и контролю.
Предприниматель же,как правило мошенник,речь в постах идёт именно о предпринимателях-мошенниках(или просто мошенниках,под маской предпринимателя)и так защищён хорошо,наняв для защиты дипломированных юристов и экономистов.
А вы,вместо того,чтобы бороться со злом,по непрофессионализму или умышленно,такими постами вводите людей в заблуждение.
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ: