Внешнее совместительство

Задать вопрос юристу бесплатно
25.07.2019

Проблемы в современной экономике нашего государства, а также постоянные финансовые сложности граждан нередко вынуждают их искать второе место работы. Нередко именно наличие двух мест трудоустройства позволяет гражданам получать действительно нормальный регулярный доход. В таком случае физическое лицо может исполнять свои профессиональные обязанности в режиме внешнего совместительства.

Понятие, а также важные особенности такого режима работы можно найти в современном трудовом законодательстве. Там сказано о том, что каждый гражданин, при появлении у него такого желания, вправе иметь два места работы. Одно место при этом всегда будет являться основным. Что же касается другого места работы – оно будет выступать в роли дополнительного. Дополнительные профессиональные обязанности, в свою очередь, могут выполняться лишь в свободное от основной работы время.

Следует помнить, что для режима внешнего совместительства действующими правилами были установлены и некоторые ограничения. Например, это касается непосредственного времени работы, к которому может быть привлечен совместитель. Помимо этого, некоторые дополнительные требования устанавливаются и к самим сотрудникам, которые желают работать в режиме внешнего совместительства. Прежде всего, речь идет о возрасте соискателя. Существующие нормы предполагают, что полноценная работа по внешнему совместительству может осуществляться исключительно совершеннолетним сотрудником.

Следует отметить, что прием на работу внешнего совместителя может являться выгодным и для самого работодателя. Например, если в организации присутствуют такие должности, на которые не требуются постоянные работники. В таком случае, трудоустройство совместителя, который будет исполнять свои обязательства в режиме сокращенного рабочего времени, действительно может стать оптимальным решением для сторон.

Работа в режиме внешнего совместительства

Работа в режиме внешнего совместительства, как и любая профессиональная деятельность, начинается с официальной процедуры трудоустройства. Она включает в себя предварительное предоставление будущим подчиненным всех необходимых документов. К основным из них можно отнести следующие:

  1. Заявление о трудоустройстве. В данном документе будущий сотрудник выражает свое желание работать в данном учреждении. Заявление может быть составлено в свободной форме. Главное, чтобы текст был читаемым, а вся указанная в нем информация – абсолютно понятной.
  2. Копия трудовой книжки. Дело в том, что оригинал документа всегда должен храниться по основному месту работы физического лица. Однако новому работодателю все равно должна быть представлена заверенная копия книжки.
  3. Справка с основного места работы, в которой будут содержаться сведения относительно отсутствия там вредных или опасных производственных факторов. Дело в том, что наличие подобных факторов может являться полноценным основанием для отказа работодателя в трудоустройстве сотрудника в режиме совместительства. Такие требования вполне объяснимы – если основная работа связана с повышенным риском, следовательно, появление еще одной дополнительной должности обязательно сможет нанести ущерб здоровью сотрудника и его самочувствию.

Если говорить о самой процедуре трудоустройства физического лица в режиме внешнего совместительства, она будет включать в себя следующие этапы:

  • составление заинтересованным лицом соответствующего письменного заявления в свободной форме;
  • заключение трудового договора между сторонами. В содержание данного документа обязательно должна быть внесена вся важная информация относительно будущих профессиональных отношений между работодателем и его новым подчиненным. В договор включаются сведения относительно того, что данное место работы является не основным, а дополнительным;
  • составление ответственным лицом приказа о трудоустройстве. В приказе также указывается вся основная информация: ФИО нового подчиненного, наименование его будущей должности, размер жалования, который был назначен в его отношении работодателем и т.д. Помимо этого, в приказ также помещаются сведения о том, что данное место работы является работой по совместительству;
  • урегулирование всех кадровых вопросов. Сюда, прежде всего, можно отнести такие процедуры, как создание личного дела сотрудника, заведение на него учетной карточки и т.д.

Только после надлежащего проведения всех вышеуказанных процедур у сотрудника появится законное право для того, чтобы приступить к исполнению возложенных на него профессиональных обязательств.

Договор на внешнее совместительство

Договор можно назвать одним из главных документов, который, в обязательном порядке, должен быть заключен между сторонами во время официального трудоустройство физического лица в режиме внешнего совместительства. Если говорить о каких-либо глобальных отличиях – их не будет иметься, в сравнении со стандартным договором, который заключается во время приема на работу основного сотрудника. В соответствии с действующими требованиями, договор на внешнее совместительство обязательно должен включать в себя следующие сведения:

  1. Информацию о том, что данная должность не является для сотрудника основной.
  2. Сведения о самом работнике – ФИО физического лица, номер и серию его паспорта, наименование будущей должности.
  3. Условия труда, которые будут установлены на данном рабочем месте для совместителя. Здесь работодатель должен указать размер ставки физического лица, некоторые особенности выполнения им профессиональных обязательств и т.д.
  4. Условия оплаты труда, которые были установлены для данного совместителя, а именно – размер основного оклада, сведения относительно различных надбавок, если таковые имеются и т.д.
  5. Срок действия заключенного документа. Следует отметить, что с совместителем может быть заключен и бессрочный договор. Данный вопрос предварительно обговаривается между сторонами.

Ставка при внешнем совместительстве

При приеме внешнего совместителя на службу его работодателем должны быть строго соблюдены установленные правила относительно максимального размера ставки. В соответствии с действующими нормами этот максимальный размер составляет всего 0,5 ставки. То есть совместитель не сможет исполнять свои профессиональные обязательства в полной мере. Неисполнение данного правила будет являться грубым нарушением со стороны работодателя. Такая ошибка будет легко обнаружена во время любой проверки надзорного органа. Этот факт, в свою очередь, обязательно станет законным основанием для последующего назначения соответствующих мер ответственности.

Если говорить о фактическом времени работы для внешнего совместителя, в большинстве случаев оно будет составлять 4 часа в день, при условии стандартной, 5-дневной рабочей недели. Безусловно, заработная плата такого сотрудника также будет уменьшена ровно на половину. Точный размер регулярного дохода при этом обязательно должен быть указан в соответствующем трудовом договоре.

Если обратить внимание на часто встречающиеся ошибки во время оформления внешнего совместителя, к таковым можно отнести следующие:

Перевод на внешнее совместительство

В некоторых случаях, перед работодателем может встать вопрос относительно необходимости перевода постоянного сотрудника на режим внешнего совместительства. Как правило, подобная необходимость может быть вызвана самыми различными обстоятельствами. Например, нередко о таком просит и сам служащий, когда у него возникают определенные семейные проблемы и т.д. Иногда инициатором выступает и сам работодатель, например, с целью экономии финансовых ресурсов предприятия.

Вне зависимости от фактических причин, современные законодательные нормы позволяют перевести сотрудника на режим внешнего совместительства без предварительного аннулирования ранее заключенного трудового договора. Для этого сторонам потребуется создать такой документ, как дополнительное соглашение. В нем указываются сведения относительно причин перевода, а также иных важных обстоятельств, включая будущий размер заработной платы такого сотрудника и т.д. Соглашение обязательно подписывается обеими сторонами. После этого работодатель сможет приступить и к составлению соответствующего приказа о переводе.

Отражение совместительства в трудовой книжке

Как известно, сведения об официальном трудоустройстве в обязательном порядке должны вноситься в такой документ, как трудовая книжка. Однако данное правило не распространяется на такие ситуации, при которых сотрудник устраивается на работу в режиме внешнего совместительства. То есть он может представить своему работодателю только копию трудового документа, так как оригинал всегда хранится по основному месту работы физического лица.

Однако современные нормы не содержат в себе запретов на то, чтобы запись о трудоустройстве по совместительству также была зафиксирована в соответствующем трудовом документе. Следовательно, новый сотрудник сможет попросить своего работодателя об этом. Однако здесь подчиненному нужно помнить – сначала ему необходимо будет взять свою книжку с основного места работы. Делается это достаточно просто – заинтересованному лицу нужно будет написать официальное заявление на имя своего руководителя. Там нужно указать необходимость получения трудового документа на четко ограниченный временной период. В большинстве случаев, данный период будет составлять всего несколько дней. По его окончанию документ обязательно нужно будет вернуть в организацию.

Процедура приема внешнего совместителя

Как уже было сказано выше, сама процедура трудоустройства внешнего совместителя не будет сильно отличаться от обычного процесса, который применяется в отношении основных сотрудников. Однако определенные отличия все же будут иметься. К основным из них можно отнести следующие:

  1. Как известно, во время трудоустройства абсолютно каждый сотрудник должен предъявить своему будущему руководителю перечень обязательных документов. В данный перечень всегда входит и трудовая книжка физического лица. Однако, если речь идет о трудоустройстве по внешнему совместительству, требования о необходимости данного документа будут полностью аннулированы. Исключениями являются ситуации, при которых сотрудник сам желает, чтобы соответствующая запись о работе в режиме совместительства все-таки была внесена в документ. В таком случае новый работодатель обязан будет это сделать.
  2. Главным документом здесь все также будет являться трудовой договор, подписанный сторонами. В его содержание обязательно должны быть включены все важные сведения, например, размер будущего заработка сотрудника, величина ставки, на которую он устраивается и т.д.

Итоги

Трудоустройство физического лица на внешнее совместительство должно быть осуществлено в соответствии со следующим порядком:

  1. Сначала сторонами обговариваются все важных нюансы будущей профессиональной деятельности. Прежде всего, речь идет о таких важных вопросах, как размер ставки, сумма будущего оклада и т.д.
  2. Далее стороны могут приступать к составлению и последующему подписанию официального трудового договора. Он может иметь типовую форму. Главное, чтобы в его содержание действительно была внесена вся важная информация относительно будущих профессиональных отношений.
  3. После составления и подписания договора, следующим этапом станет формирование соответствующего приказа. Как только он будет подписан руководством компании, с его содержанием обязательно должен быть ознакомлен и сам сотрудник. В документ также включаются сведения относительно самого сотрудника, должности, на которую он принимается, размера будущего оклада и иных важных нюансов.
5.00

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: