Доплата за совмещение должностей
Задать вопрос юристу бесплатноСовмещение можно назвать весьма распространенной формой профессиональных отношений. Она подразумевает выполнение сотрудником сразу нескольких трудовых функций, которые относятся к различным должностям. Следует отметить, что подобная схема может применяться сотрудниками, как при работе в одной организации, так и при трудоустройстве в нескольких различных компаниях.
Совмещение характеризуется главным признаком – назначением дополнительной платы за функции, которые возлагаются на сотрудника, помимо его основных профессиональных обязательств. За правильный расчет точной суммы доплаты, а также за надлежащее проведение процедуры ее назначения, безусловно, отвечает работодатель. При этом очень важно обладать необходимыми знаниями относительно законодательных правил и норм в отношении данного вопроса. В противном случае, руководителем могут быть совершены весьма серьезные ошибки, которые в будущем могут стать полноценным основанием для назначения предусмотренного наказания.
Законодательство РФ о совмещении должностей
Многие считают, что такие понятия, как «совместительство» и «совмещение», являются одинаковыми, однако в их основных значениях все же имеются определенные отличия. В частности, в случае выбора совмещения, дополнительные обязанности выполняются сотрудником в одно время, наряду с основными. Для этого он может, например, ускорить процесс выполнения заданий либо осуществить иные мероприятия, которые будут являться необходимыми в конкретной ситуации.
Законодательное регулирование процедуры исполнения сотрудниками их обязанностей в режиме совмещения, осуществляется с помощью положений ТК РФ:
- ст. 60 – гарантирует каждому сотруднику законное право на исполнение профессиональных функций в режиме совмещения;
- ст. 151 – содержит в себе информацию относительно необходимости установления доплаты к основному заработку совместителя;
- ст. 60.2 – содержит в себе информацию относительно процедуры установления надбавки и некоторых особенностей данного процесса.
Помимо вышеуказанных норм, сам процесс работы по совмещению может регулироваться и иными положениями законодательства. Кроме того, некоторые нюансы могут устанавливаться работодателями самостоятельно, с помощью разработки и утверждения локальных актов. Главное, чтобы ни один пункт из этих актов не противоречил существующим российским законам.
Основания для установления совмещения
Для того чтобы процедура установления совмещения полностью отвечала законодательным требованиям, у ответственного лица для начала должны иметься основания для инициирования данного мероприятия.
К наиболее распространенным основаниям для назначения совмещения можно отнести:
Совмещение профессий или должностей
Под данным видом совмещения понимается выполнение подчиненным дополнительных обязанностей, наряду со своими основными должностными функциями. При этом необходимо соблюдение следующего ряда условий:
- исполнение всех обязанностей, включая как основные, так и дополнительные, осуществляется у одного работодателя, в одной организации;
- выполнение дополнительных обязательств осуществляется в то же время, в которое происходит исполнение основных профессиональных функций сотрудника.
В современных компаниях очень часто можно встретить совмещение. Например, главный бухгалтер нередко исполняет обязанности кассира и т.д. Приэтом причинами для введения такого режима работы могут являться самые различные обстоятельства. В большинстве случаев, таковым может являться временное отсутствие основного сотрудника, например, по причине его ухода в регулярный отпуск либо при длительном пребывании на больничном.
Нередко инициатором для установления режима совмещения выступает и сам сотрудник. Такие ситуации являются весьма распространенными, когда, например, служащий желает заработать дополнительные денежные средства. В данном случае, он всегда может обратиться к своему работодателю с соответствующей просьбой. Если у руководителя не будет иметься абсолютно никаких возражений по данному поводу – стороны смогут приступить к документальному оформлению процедуры.
Расширение зон обслуживания
Расширение зон обслуживания, безусловно, можно назвать особым видом совмещения. Он подразумевает, что сотрудник по-прежнему будет выполнять свои основные профессиональные обязанности, однако теперь их регулярный объем будет несколько увеличен. Например, бухгалтеру, который обслуживает один участок, могут быть поручены обязанности относительно обслуживания и второго участка. Естественно, все новые функции бухгалтер должен будет выполнить в течение стандартного рабочего времени, без каких-либо увеличений продолжительности рабочего дня.
Исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника
Как известно, в жизни каждого служащего могут возникнуть самые различные ситуации, при которых он будет отсутствовать на своем рабочем месте в течение определенного периода времени. Безусловно, к наиболее распространенным причинам отсутствия можно отнести следующие основания:
- болезнь сотрудника и его официальное пребывание на лечении;
- пребывание подчиненного в служебной командировке, по официальному поручению руководства;
- нахождение служащего в законном отпуске.
Современные нормы устанавливают, что во время действия каждого из вышеуказанных обстоятельств за сотрудником должно быть сохранено его рабочее место, а также средний размер заработной платы.
Если срок отсутствия сотрудника не слишком продолжительный – весь процесс функционирования учреждения может не пострадать. Однако иногда случаются и такие ситуации, при которых временно отсутствующему подчиненному требуется замена. В данном случае, его обязанности могут быть переложены на другого сотрудника, с предварительным оформлением этой процедуры в официальном порядке.
Следует отметить, что инициатором оформления совмещения, в большинстве случаев, является работодатель. Он может предложить сотруднику такой режим работы в устной форме, для того чтобы узнать его мнение на этот счет. Если служащий не имеет абсолютно никаких возражений по этому поводу – стороны могут перейти к документальному оформлению данной процедуры.
Всегда необходимо помнить, что сама процедура официального оформления совмещения может быть инициирована работодателем только при условии наличия на это согласия у самого сотрудника. Если же такое согласие отсутствует, и сотрудник не желает принимать на себя дополнительные профессиональные обязанности – у руководителя не будет иметься законного права на оформление совмещения.
Правила расчета оплаты труда при совмещении
В абсолютно любой процедуре оформления совмещения, важным этапом будет являться установление денежной надбавки самому совместителю. Сразу следует отметить, что современными законодательными нормами не выдвигается строгих требований относительно точного размера дополнительной суммы. Следовательно, данный вопрос может быть решен сторонами самостоятельно, при обязательном предварительном обсуждении всех условий.
В зависимости от действующей в организации системы оплаты труда, а также от иных дополнительных факторов, установление надбавки может быть осуществлено одним из следующих способов:
- в виде фиксированной суммы, которую сотрудник получит за определенный период совмещения, например, 10 000 рублей за две недели работы в данном режиме;
- в виде определенного процентного соотношения от основной части оклада, который был установлен тарифной сеткой либо иными локальными актами компании;
- на основании фактического объема работ, который был выполнен сотрудником за определенный временной период. Такой метод нередко применяется на различных предприятиях, в которых заработная плата выдается в виде сдельного оклада.
Если же говорить о наиболее распространенном способе, сюда можно отнести установление определенного процентного соотношения от размера основного оклада. Также следует помнить, что установление надбавки, как правило, осуществляется только при учете фактически отработанного служащим времени.
Совмещение без доплаты
Как уже было сказано выше, установление определенной суммы надбавки является важнейшим этапом в любой процедуре оформления совмещения. Это вполне логично, ведь для работника главным является его регулярный доход. Следовательно, он может охотно взять на себя дополнительные трудовые функции, но только при условии, что они действительно будут оплачены надлежащим образом работодателем.
Единственным вариантом, при котором совмещении без оплаты не будет являться нарушением установленных законодательных норм, станет ситуация, в которой данный факт был закреплен заранее, путем его внесения в положения трудового договора. Например, стороны могли еще на этапе трудоустройства сотрудника определить, что иногда на него будут возлагаться обязанности временно отсутствующих сотрудников.
Если же говорить об основных документах, которые обязательно должны быть подготовлены работодателем для оформления совмещения, к таковым можно отнести следующие:
- письменное распоряжение по предприятию, составленное в стандартной форме;
- дополнительное соглашение к ранее подписанному сторонами трудовому договору;м
- служебная записка от сотрудника, написанная на имя его работодателя. В данном документе должен быть зафиксирован тот факт, что у сотрудника действительно отсутствуют какие-либо возражения по поводу совмещения.
Процедура снятия доплаты за совмещение
В зависимости от характера должности, а также от других важных особенностей, совмещение может носить как временный, так и постоянный характер. В первом случае, во время составления всех необходимых документов, в одном из них обязательно должен быть указан точный период такого совмещения. Следует отметить, что он может быть указан не только в виде конкретных чисел, но и определенных событий, например: «До выхода основного сотрудника».
Отдельно следует упомянуть и о том, что, вне зависимости от ранее выбранного срока совмещения, оно может быть прекращено в любой момент, например, по обоюдному желанию сторон либо в одностороннем порядке.
Как только необходимость в совмещении пропадет, работодателю необходимо будет позаботиться и о такой важной процедуре, как официальное аннулирование ранее установленной надбавки. Делается это путем создания уполномоченным лицом соответствующего приказа, в котором будут указаны все важные сведения, а именно – причины прекращения совмещения, размер надбавки, которая теперь снимается с сотрудника и т.д.
Итоги
Таким образом, процедура оформления совмещения будет осуществляться по следующей схеме:
- Сначала работодателю необходимо будет выяснить, действительно ли сотрудник желает принять на себя дополнительные профессиональные обязанности и функции.
- Если у служащего не имеется никаких возражений по данному поводу, он должен написать служебную записку на имя своего работодателя. В нем он указывает о своем желании совмещения.
- После урегулирования вопросов согласования, стороны смогут приступить к основному этапу оформления данной процедуры. Главным действием работодателя будет являться составление официального распоряжения.
В созданном приказе о совмещении обязательно должна содержаться следующая информация: ФИО и должность сотрудника, основания для установления совмещения, точный размер надбавки для служащего и иные нюансы. После того как приказ будет готов, с его содержанием обязательно нужно ознакомить и самого сотрудника. Сам факт отсутствия у него каких-либо возражений подтверждается его личной подписью в положенном месте.