Аттестация рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Задать вопрос юристу бесплатно
13.02.2020

В 2018 году аттестация рабочих мест по условиям труда не производится. Нормы об аттестации были отмены после официального вступления в силу ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Так, с начала 2014 года аттестация была заменена на оценку трудовых условий. Специальная оценка рабочих условий персонала является обязанностью любого работодателя. Допускается проведение плановой и внеочередной проверки.

В ст. 27 ТК РФ законодатель предусматривает оговорку, согласно которой документы об аттестации имеют юридическую силу в течение 5 лет с момента проведения диагностики рабочих мест. Это означает, что работодатель может не проводить оценку тех мест, в отношении которых оформлены документы об аттестации рабочих мест по условиям труда и сроки проведения таких мероприятий не превышают периода 5-летней давности.

Среди целей проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки трудовых условий законодатель в ст. 7 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ называет:

  • информирование персонала о степени опасности работы;
  • установление необходимых гарантий для трудящихся в опасных условиях;
  • информирование сотрудников о причитающихся им выплатах, компенсациях и дополнительных отпусках;
  • подготовку и проведение мероприятий, повышающих уровень безопасности на производстве;
  • проверку и распределение защитных средств; контроль состояния рабочих мест;
  • организацию медицинских осмотров;
  • оформление статистической отчетности;
  • разрешение конфликтных дел, связанных с профессиональными заболеваниями работников, несчастными случаями, а также нарушением норм об обеспечении безопасности рабочего процесса;
  • установление видов медицинского обеспечения и санитарно-бытового обслуживания рабочего персонала, а также порядка, объема и условий предоставления специальных медицинских услуг;
  • вынесение решений об ограничении трудовой деятельности отдельных категорий сотрудников;
  • оценку показателя профессиональных рисков.

 

Непосредственным проведением проверки рабочих условий занимается работодатель и специальные организации, созданные для таких видов деятельности. Руководитель компании вправе заключить гражданско-правовой договор на получение услуг по оценке условий труда с юридическими лицами, которые отвечают следующим требованиям:

  • в уставных документах фирмы специальная оценка отмечена как основной вид деятельности;
  • в штате компании имеется не менее 5 экспертов, получивших сертификат на право выполнения диагностики трудовых условий. Сотрудники должны иметь высшее медицинское образование;
  • присутствие испытательной лаборатории с государственной аккредитацией.

 

При проведении оценки рабочих мест принимает участие представительный орган работников, например, сотрудник профсоюзной организации.

Руководитель предприятия проводит проверку трудовых условий не реже 1 раза в 5 лет. Дата последней проверки устанавливается на момент утверждения отчета об оценке.

Обязательна ли аттестация рабочих мест

Все изменения, которые ранее были введены в существовавшую процедуру аттестации, обуславливаются следующим: даже безупречное проведение такой процедуры не давало необходимого положительного эффекта. Именно по этой причине действующими законодательными нормами и были введены действительно серьезные поправки, которые коснулись не только наименования данного процесса, но и всех его основных этапов.

Многих современных работодателей волнуют вопросы о том, является ли такое мероприятие, как оценка условий труда, обязательным для каждого из них. Здесь, безусловно, можно дать положительный ответ. Правила относительно проведения регулярной оценки распространяются абсолютно на всех работодателей, вне зависимости от направления деятельности конкретной организации, а также от иных различных факторов. Исключением будут являться лишь следующие ситуации:

  • если речь идет о сотрудниках, которые исполняют свои профессиональные обязательства дома, на дистанционном режиме. Такие работники обладают теми же полноценными правами, что и стандартные сотрудники, однако оценка условий труда в их отношении не проводится;
  • если в роли работодателя выступает физическое лицо, которое не было зарегистрировано в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с установленными требованиями обычные граждане также могут нанимать других лиц для выполнения определенных поручений или обязательств. В этом случае оценка условий труда также не может быть проведена.

Еще несколько лет назад аттестация проводилась исключительно на тех рабочих местах, которые были связаны с наличием различного промышленного оборудования. Обязательным проведением аттестации также характеризовались и различные транспортные средства, которые использовались в регулярной профессиональной деятельности. Сейчас же требования относительно обязательного проведения такой проверки распространяются абсолютно на все рабочие места, вне зависимости от имеющегося на них оборудования и используемых инструментов. Это означает, что, например, оценка офисных сотрудников также должна производиться в обязательном порядке, в соответствии с действующими требованиями.

На сколько лет действительна аттестация

Существующими законодательными нормами были установлены строгие правила относительно периодичности проведения такой процедуры, как специальная оценка условий труда. Так, она должна проводиться не реже, чем один раз за пятилетний период. Очередной срок начинает свое отчисление с момента получения уполномоченным лицом официальных результатов после последней аттестации.

Следует отметить, что вышеуказанные правила будут распространяться лишь на те ситуации, при которых речь идет о проведении оценки в плановом режиме. Однако на практике иногда можно встретить и такие случаи, при которых проведение этой процедуры будет осуществлено во внеплановом порядке. Однако для подобных действий у работодателя должны иметься определенные основания. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие:

  1. Получение работодателем соответствующего распоряжения о проведении внеплановой оценки от уполномоченной организации. Таким органом может являться, например, трудовая инспекция. В ее права входит составление и утверждение официальных предписаний, которые потом выдаются работодателям.
  2. Если у сотрудника было выявлено серьезное заболевание, причина возникновения которого непосредственно связана с его профессиональной деятельностью. Такое положение вещей фактически означает, что жизнь и здоровье других сотрудников находится под угрозой.
  3. При различных несчастных случаях, которые произошли на производстве. В соответствии с установленными правилами сам факт чрезвычайного происшествия в организации устанавливает в отношении работодателя определенные обязательства. В частности, руководитель предприятия должен провести надлежащее расследование этого случая для установления виновных лиц, а также для подтверждения или опровержения иных обстоятельств. Как только расследование будет завершено, к обязанностям работодателя прибавится и последующее проведение специальной оценки во внеплановом порядке.
  4. Внесение серьезных изменений в ранее существовавший процесс производства на конкретном предприятии. Если работодатель, например, меняет схему изготовления продукции, закупает совершенно новое, более современное оборудование, новая процедура оценки должна быть проведена в срочном порядке.
  5. В случае получения работодателем соответствующего предложения относительно проведения внеплановой оценки от профсоюзного органа. В такой ситуации руководитель должен прислушаться к мнению профсоюза и выполнить собственные обязательства.

Штраф за отсутствие аттестации

Игнорирование абсолютно любым работодателем своих обязательств относительно своевременного и надлежащего проведения специальной оценки условий труда является серьезным нарушением действующих законодательных норм. Это, в свою очередь, будет являться полноценным основанием для последующего применения к нему установленных форм наказания. Сама процедура установления такого наказания регулируется положениями действующего административного законодательства. В отношении виновных лиц могут быть применены следующие виды санкций:

  1. Если речь идет о должностных лицах, на которых были возложены обязательства относительно регулярного проведения специальной оценки – размер денежного взыскания может достигать 10 000 рублей.
  2. Вышеуказанная сумма будет действовать и в отношении работодателей, которые являются физическими лицами. В соответствии с установленными требованиями на индивидуальных предпринимателей также возлагаются официальные обязательства относительно проведения специальной оценки.
  3. Если же речь идет о работодателях, которые являются руководителями тех или иных организаций – их штраф за невыполнение вышеуказанных требований может достигать 80 000 рублей.

Все вышеуказанные санкции устанавливаются за первичное нарушение, которое было совершено ответственным лицом. Если же речь идет о повторно совершенном нарушении – за него руководителям могут грозить уже более серьезные виды ответственности. В частности, в особых случаях в отношении работодателя могут быть установлены даже меры уголовного наказания. Сюда можно отнести такие ситуации, при которых игнорирование собственных обязательств, в отношении проведения специальной оценки условий труда, привело к получению одним либо сразу несколькими сотрудниками различных профессиональных травм и вреда здоровью.

Требования к аттестации

Требования к процедуре оценки рабочих мест устанавливаются на законодательном уровне и заключаются в следующем:

  1. Каждый работодатель за свой счет обязан проводить процедуру в регулярном порядке. Максимальный промежуток между двумя плановыми оценками не может превышать 5 лет.
  2. После получения работодателем официального заключения от уполномоченной организации он будет обязан выполнить все требования, которые будут указаны в предписании. Например, если там будет присутствовать информация относительно наличия угроз для жизни или здоровья сотрудников, в прямые обязанности руководителя компании будет входить устранение таких угроз в срочном порядке.
  3. Между оценками в обязанности работодателя, а также назначенных ответственных лиц будет входить осуществление постоянного контроля за текущим процессом производства и своевременное устранение недочетов, если таковые будут обнаружены.
  4. В том случае, если полное устранение вредных факторов не представляется возможным – руководитель должен предпринять все необходимые действия для того, чтобы минимизировать такие факторы, насколько это возможно.
  5. Целью абсолютно любой аттестации будет являться быстрое выявление вредных факторов, которые могут оказывать отрицательное воздействие на организм сотрудников и на их общее самочувствие.

Для того чтобы все вышеуказанные требования были выполнены, процедура специальной оценки должна быть проведена в строгом соответствии с установленным порядком:

  • сначала работодателю необходимо будет подготовиться к будущим мероприятиям. Основной задачей здесь станет поиск специальной организации, у которой будут иметься все требуемые полномочия для проведения оценки. Как только подобная организация будет найдена, директору предприятия необходимо будет заключить с ней специальный договор. В нем фиксируются все важные моменты будущей сделки;
  • идентификация и фиксирование выявленных вредных производственных факторов. Как только такой фактор появится – специалист из уполномоченной организации будет обязан занести соответствующую информацию в специальные документы;
  • общая оценка полученных во время исследования результатов. На основании такой оценки уполномоченной организацией составляется официальное заключение, которое потом предоставляется руководителю данной организации. Тот, после получения соответствующей информации, делает определенные выводы относительно дальнейших действий и мер, которые необходимо будет предпринять. Эти меры могут заключаться, например, в изменениях текущего рабочего процесса, во введении средств индивидуальной защиты для сотрудников, а также в иных действиях.
3.67

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: