Жильё малоимущим семьям в 2021-2022 году
Задать вопрос юристу бесплатноОдним из направлений поддержки малоимущих семей является предоставление жилья на различных льготных основаниях. Государство в целом и регионы в частности разрабатывают различные программы, чтобы помочь таким российским семьям.
Как получить статус малоимущих для получения жилья
Малоимущая семья – это официальный статус, который присваивается тем семьям, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум по данному региону.
Для получения этого статуса нужно обратиться в отдел социальной защиты по месту постоянной регистрации семьи и подтвердить свои доходы. Для подтверждения необходимо принести все документы и справки, которые подтверждают величину доходов в семье в совокупности. При этом не имеет значения, кто получает эти доходы – супруг / супруга или дети. Имеет значение весь совокупный доход отдельно взятой семьи.
Чтобы семья получила такой статус, необходимо выполнение всего двух условий:
- получаемый на семью доход невелик по различным причинам;
- все члены семьи проживают вместе по одному адресу.
Первое условие выполнимо в том случае, если:
- работают оба супруга;
- второй супруг не работает по уважительной причине. Например, это мама, которая находится в отпуске по уходу за ребёнком;
- учитывать нужно любой доход – от стипендии ребёнка – студента, до алиментов на ребёнка от бывшего мужа.
Если трудоспособный член семьи не работает без уважительной причины или ведёт асоциальный образ жизни, то получить такой статус не получится.
Как уже упоминалось, для сравнения берётся величина прожиточного минимума. В каждом регионе эта величина устанавливается на уровне местных властей и каждый квартал индексируется. Поэтому подтверждать свой статус приходится каждые 3 месяца.
Для получения соответствующего статуса и, как следствие, различных льгот, субсидий и компенсаций, необходимо:
- самостоятельно подсчитать весь общий семейный доход. Учитывать стоит не только выплаты по основному месту работы, но и другие денежные поступления. Например, дивиденды от акций, размещённых в различных компаниях;
- теперь нужно подсчитать, сколько членов одной семьи проживает по конкретному адресу. Учитывать стоит лишь супругов и их ближайших кровных родственников. Если в семье проживает старенькая бабушка, то её пенсию необходимо учитывать в совокупности;
- теперь нужно высчитать среднедушевой доход на каждого члена семьи. Для того чтобы идти подавать документы на получение статуса, необходимо узнать эту величину за последние 3 месяца.
Очередь на жилье малоимущим
В каждом муниципальном образовании существует очередь на жильё. Очередь пополняется даже в том случае, если муниципальное жильё в этой административной единице не строится, и его нет в наличии.
Чтобы встать на очередь, необходимо:
- получить статус малоимущей семьи. Для этого нужно подать документы в отдел социальной защиты. Никакого специального свидетельства (как, например, при получении статуса многодетной семьи) семья не получает. При этом сведения в единой базе данных по муниципалитету отражаются;
- посетить администрацию или управу и записаться на приём в жилищный отдел. В небольших городах, сёлах или посёлках, очередью на жильё также занимается отдел социальной защиты или управляющий орган ЖКХ;
- представить документы, которые подтверждают тот факт, что семья является малоимущей. Сведения есть в базе данных, но лишнее подтверждение не помешает. Поэтому документы о доходах должны быть при себе;
- написать соответствующее заявление на улучшение жилищных условий;
- дождаться решения комиссии по приёму данной семьи на учёт;
- получить свой порядковый номер и жать получения жилья.
Зачастую, с момента постановки на очередь и до момента получения жилья проходит несколько лет. Причина в том, что строительством новых многоквартирных домов занимаются частные застройщики, а им крайне невыгодно отдавать несколько квартир на нужды муниципального образования.
А если муниципальное жильё есть в старом жилом фонде, то оно либо занято, либо находится в аварийном состоянии. Поэтому очередь практически не двигается.
Поэтому государство и регионы разрабатывают специальные программы по предоставлению жилья малоимущим семьям на льготной основе. Как правило, выдаётся денежная субсидия, которая имеет исключительно целевую направленность – покупка жилья. Субсидия предоставляется на безвозмездной основе. Она может составлять до 50% от стоимости жилья в данном муниципальном образовании.
Получение жилья малоимущим
Чтобы получить жильё по договору социального найма, мало быть малоимущим, ещё нужно получить статус «нуждающегося в улучшении жилищных условий».
Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- у семьи нет возможности самостоятельно приобрести жильё по рыночным ценам. То есть семья – малоимущая;
- размер жилья на одного члена семьи не соответствует установленным нормативам. Например, в Москве – это 10 кв. м на одного члена семьи. Если семья из 6 человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м., то на одного члена семьи приходится менее 10 кв. м;
- жильё признано аварийным. Здесь можно пойти двумя путями:
- получить статус нуждающихся и встать на очередь;
- стать участником программы расселения аварийного жилья. Как правило, эти две программы действуют параллельно.
Субсидия на жилье малоимущим
Так как частные застройщики всё меньше строят муниципального жилья, то государство разработало программу по предоставлению малоимущим семьям субсидий. Чтобы получить такую помощь, необходимо получить статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий». В ст. 51 ЖК РФ сказано, что получить его могут семьи, которые:
- не имеют собственного жилья (ни один из членов семьи не является собственником или нанимателем жилья). Это означает, что в базе данных Росреестра нет свидетельства о собственности или договора социального найма;
- семья проживает в жилище, которое было признано уполномоченной комиссией как аварийное жильё. То есть оно в ближайшее время должно быть расселено, а, впоследствии, снесено;
- в одной семье есть тяжело больной человек, которому, согласно нормам Минздрава, должно быть выделено отдельное жилое помещение;
- в одном изолированном жилом помещении проживают несколько семей. То есть имеет место быть коммунальная квартира, а они запрещены законом;
- жильё, взятое в найм по соответствующему договору, или собственное жилье не отвечает нормам на 1 человека.
Если присутствуют эти факторы, то семью должны поставить на учёт. Если у властей есть возможность, они должны предоставить семье муниципальное жильё, которое должно соответствовать всем нормам жилого помещения, в том числе и по квадратным метрам на одного человека. Если нет возможности выделения жилья из муниципального фонда, то государство должно выделить семье субсидию.
Для получения выплаты необходимо:
- встать на учёт, написав соответствующее заявление и предъявив все необходимые документы;
- дождаться положительного решения комиссии о признании статуса семьи;
- теперь нужно встать на очередь, поучив свой «номерок»;
- теперь нужно подавать документы на получение субсидии. Нужно подготовить:
- паспорта всех членов семьи, которым уже исполнилось 14 лет;
- если в семье есть дети, которым нет 14 лет, то необходимы их свидетельства о рождении;
- справка о составе семьи;
- документ, подтверждающий наличие брачных уз;
- документ из БТИ;
- дополнительные документы, которые подтверждают право семьи на дополнительное льготное обеспечение. Это может быть пенсионное удостоверение, свидетельство о многодетности и прочее.
Когда уполномоченная комиссия примет положительное решение о выделении субсидии конкретной семье, нужно будет предпринять следующие шаги:
- специально открыть банковский счёт или дать реквизиты уже открытого ранее счёта. Важно! Никто не даст семье деньги наличными, они будут перечислены на специальный счёт;
- теперь нужно заняться подбором жилья. Оно должно быть эконом класса и отвечать всем требованиям. Для подбора нужно обратиться в агентство недвижимости и вместе с ними подобрать хороший вариант. Есть такие агентства, которые работают с различными программами господдержки;
- после того как жильё будет выбрано, его необходимо зарегистрировать по всем правилам, включая подписание договора купли-продажи;
- затем этот договор нужно передать в банк для того чтобы со счёта продавца была списана определённая сумма;
- подписание акта приёмки – передачи;
- нужно обязательно взять с продавца расписку о том, что деньги им получены;
- теперь необходимо зарегистрировать право.
Рекомендуется работать вместе с опытным юристом. Он подскажет и поможет правильно провести сделку. Когда право будет зарегистрировано, необходимо самостоятельно обратиться в жилищный отдел и снять семью с очереди.
После того как семья получит сертификат на выделение субсидии, она должна воспользоваться им в течение одного года. Если этого не сделать, он будет аннулирован.
Предоставление жилья малоимущим многодетным семьям
Многодетная семья – это семья, в которой воспитываются 3 и более несовершеннолетних детей. Это дополнительное условие «льготности» при постановке на учёт для получения жилья.
Порядок постановки на учёт и выделения жилья или субсидии точно такой же, как и при отсутствии фактора многодетности.
Документы на жилье малоимущим
Чтобы встать на очередь на жильё и получить его, необходимо не только подтвердить статус малоимущей семьи, но и статус семьи, которая нуждается в улучшении жилищных условий.
Для получения статуса малоимущих нужно принести в жилищный отдел следующие документы:
- справку о составе семьи. Если документы подаются через МФЦ, то эта справка оформляется сразу же на месте;
- документы, подтверждающие доходы. К таковым могут быть отнесены:
- справка о доходах по форме 2НДЛФ;
- справка о размере получаемой пенсии;
- справка о размере получаемой стипендии;
- справка о размере получаемых алиментов;
- справка о размере получаемых пособий;
- декларация по форме 3НДЛФ, если один из членов семьи занимается предпринимательской деятельностью;
- справка о получаемых дивидендах от размещённых в различных компаниях акций;
- иные документы, которые могут подтвердить тот или иной вид дохода в данной семье;
- паспорта всех членов семьи, которым уже исполнилось 14 лет;
- свидетельства о рождении детей, которым ещё не исполнилось 14 лет;
- свидетельство о заключении или прекращении брака либо судебных решений о прекращении брака;
- трудовые книжки всех трудоспособных членов семьи или справки из Центра занятости населения, если кто-то из них имеет официальный статус безработного;
- документ о подтверждении права владения или права на проживание в данном жилище;
- выписки из ЕГРП в отношении каждого из членов семьи о составе и стоимости налогооблагаемого имущества. Получить эту справку можно в местном отделении Росреестра или распечатать с сайта Госуслуги;
- если кто-то из членов семьи имеет инвалидность, то необходимо представить справку МСЭ;
- копию начальной страницы сберегательной книжки или лицевой стороны банковской карточки, на которую будет приходить материальная помощь.
Для постановки на учёт в качестве нуждающихся нужны следующие бумаги:
- справки из кадастровой, регистрационной палаты, БТИ, которые подтверждают, что у семьи нет собственного или муниципального жилья. Ели же такое жильё имеется, то нужны справки о том, что семья «не помещается» на такой площади;
- если жильё признано аварийным, то решение специальной комиссии;
- справка о составе семьи, то есть обо всех, кто имеет постоянную регистрацию на данной жилплощади;
- если в семье есть официально безработные, то справку из Центра занятости;
- если дети - школьники или студенты, то справки с места учёбы;
- если семья живет в общежитие или коммунальной квартире, дополнительно на каждого человека предъявляется санитарный паспорт.
Государственные программы по жилью для малоимущих
В каждом регионе есть свои программы по предоставлению жилья малообеспеченным и малоимущим семьям на льготных условиях. Для получения более точной информации нужно обращаться в отдел социальной защиты.