Должностная инструкция продавца-консультанта

Задать вопрос юристу бесплатно
08.11.2019

Должностная инструкция – это локальный документ, который должен быть на каждом предприятии. В этом документе указаны все основные служебные обязанности того или иного сотрудника, в зависимости от занимаемой им должности, его профессиональных качеств и специфики выполняемых трудовых функций.

 

Работодатель должен, перед тем как принять на работу нового сотрудника и подписать с ним трудовой договор, ознакомить его с должностной инструкцией. Если не соблюсти эту процедуру, то привлечь работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение своих должностных обязанностей работодатель не сможет.

Инструкция разрабатывается кадровиками совместно со специалистами юридического отдела. Утверждает её работодатель или же наёмный руководитель, если он наделён такими полномочиями. На документе должна стоять главная печать работодателя.

Общие положения должностной инструкции

Раздел общих положений должностной инструкции для продавца-консультанта должен включать в себя следующую информацию:

  • Сведения о том, к какой категории специалистов относится данный сотрудник, например, к категории технических исполнителей.
  • Информацию по установленному порядку назначения гражданина на должность продавца-консультанта, а также освобождения с нее. Главным основанием для данных действий будет являться официальное распоряжение руководителя компании либо иного уполномоченного лица.
  • Сведения о подчиненности продавца-консультанта. В большинстве случаев он находится в подчинении у директора торговой точки, а также у старшего продавца либо иных сотрудников, в зависимости от внутренней структуры конкретной организации.
  • Информацию о том, кому могут быть переданы временные обязанности продавца-консультанта в случае его отсутствия на рабочем месте. Передача обязанностей может быть осуществлена другому продавцу либо иному сотруднику при условии наличия у него соответствующего согласия.
  • Требования, предъявляемые к соискателям на должность продавца-консультанта. К основным из них можно отнести: наличие начального профессионального либо среднего профессионального образования. Что касается стажа работы, то никаких особых требований в его отношении работодателями не устанавливается.
  • Информацию о том, какими именно нормативно-правовыми актами должен руководствоваться продавец-консультант во время исполнения возложенных на него профессиональных обязательств. К основным из них можно отнести следующие:
    • действующие нормы РФ, включая положения Закона о защите прав потребителей;
    • положения Устава, который был разработан и принят внутри компании, действующие правила трудового распорядка, а также иные локальные нормативные акты;
    • положения настоящей должностной инструкции.

Должностные обязанности продавца-консультанта

Продавец консультант – это специалист по ведению консультационных продаж. Это продажи, когда продавец сам проявляет инициативу и предлагает покупателю информационное сопровождение покупки с применением методов убеждения.
Поэтому его основными обязанностями является:

  • ведение переговоров с покупателями. Платежеспособность клиента не имеет значения. Продавец консультант должен уметь общаться с покупателями всех уровней;
  • обслуживание покупателей. Оно зависит от технологии продаж;
  • оказание консультационных услуг покупателям относительно любого продукта, который находится в магазине. Если продавца консультанта берут на определённую должность (например, продавец консультант бытовой техники), то он должен знать только характеристики конкретной группы товаров;
  • знание правил пользования товаром и объяснение это покупателям;
  • постпродажное обслуживание;
  • упаковка купленного товара;
  • работа с рекламациями;
  • в случае необходимости, приём возвращаемого товара и обмен его на новый аналогичный товар;
  • помощь товароведу или директору магазина в приёмке товаров на склад;
  • принимает участие в инвентаризации;
  • участие в разработке мер по стимулированию продаж и отдельных продавцов;
  • проводит обучение вновь принятым на работу продавцам консультантам;
  • подготовка товара к продажам – его распаковка, по необходимости сборка, дополнительное комплектование, выставление товара на витрину и прочее, что необходимо для предпродажной подготовки;
  • должен следить за сроками реализации товаров. Если будет обнаружен товар с истёкшим сроком, продавец должен немедленно убрать его с прилавка и сообщить об этом факте товароведу и директору магазина;
  • если отсутствует старший продавец, он должен сам решить конфликтные ситуации с покупателями. Если старший продавец на месте – то обязан доложить ему о такой ситуации;
  • участие в коллективных мероприятиях, проводимых в магазине;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка и дисциплины труда;
  • соблюдение техники безопасности и норм охраны труда.

Права продавца-консультанта

У продавца-консультанта, как и у любого другого сотрудника, имеются определенные права, гарантированные действующими законодательными нормами. К основным из них можно отнести следующие:

  1. Возможность внесения различных предложений по усовершенствованию работы продавца-консультанта. Сюда можно отнести, например, некоторые предложения относительно изменений установленного порядка функционирования магазина, этапов процедуры продажи и т.д.
  2. Право на предоставление руководству организации всей важной информации относительно различных нарушений, которые были совершены другими сотрудниками, при условии, что подобные нарушения действительно могут оказать негативное влияние на общий рабочий процесс и регулярную прибыль.
  3. Выдвижение в адрес руководства торговой точки официальных требований относительно предоставления сотруднику максимально комфортных условий труда, в которых он сможет качественно выполнять свои профессиональные обязательства. Сюда можно отнести, например, различные организационно-технические условия, закупку современного и качественного оборудования для осуществления продаж и т.д.
  4. Принятие регулярных профессиональных решений, которые находятся в рамках компетенции продавца-консультанта.

Ответственность продавца-консультанта

В отношении продавца-консультанта может быть установлена ответственность:

  • за обеспечение сохранности всех товарно-материальных ценностей, которые находятся в пределах торговой точки;
  • за невыполнение либо за некачественное выполнение профессиональных обязательств, которые были возложены на продавца-консультанта в официальном порядке;
  • за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, действующих положений дисциплины, а также требований противопожарной безопасности и т.д.

За все вышеуказанные нарушения виновный сотрудник может быть подвергнут применению в его отношении различных мер ответственности:

 

  1. Замечание. Представляет собой наименее серьезное наказание из установленного перечня мер дисциплинарной ответственности. Как правило, применяется в отношении сотрудников, совершивших мелкие нарушения действующих положений дисциплины. Замечание очень часто выносится сотрудникам за частые опоздания, за прогул и т.д.
  2. Выговор. Более серьезная мера ответственности, которая, однако, не влечет за собой никаких особых последствий. Выговор сотруднику может быть объявлен при повторении ранее совершенного нарушения, например, при повторном опоздании на свое рабочее место.
  3. Лишение премии. Сразу следует отметить, что такая санкция не была закреплена в официальном порядке в действующих положениях трудового законодательства. Однако современная практика показывает, что она все равно активно применяется работодателями.
  4. Увольнение. Безусловно, представляет собой наиболее строгую меру ответственности в виде одностороннего разрыва трудовых отношений работодателем. Данная санкция может быть применена руководством компании только в случае действительно серьезных нарушений со стороны подчиненного, например, в случае многочисленных прогулов, появления на службе в нетрезвом состоянии и иных проступков.

Скачать

Скачать образец должностной инструкции продавца-кунсультанта в формате .doc вы можете
по этой ссылке

1.00

Автор: Алексей
Не редко продавцы еще и исполняют обязанности уборщиков и грузчиков(например унитазы и мебель, отнюдь не легкие). Это законно для продавца?

Ответ:

Автор: трудовой консультант
Если продавец оформлен на должность уборщика по совместительству, то это вполне законно. Также нужно внимательно прочитать должностную инструкцию продавца. При трудоустройстве он должен был её подписывать. Но, скорее всего, пунктов про уборку там нет. В таком случае это незаконно. Выполнение обязанностей по другой должности должно оплачиваться отдельно.
Автор: E-Mail: Текст комментария: