Материнский капитал на ипотеку

Задать вопрос юристу бесплатно

Стоимость жилья настолько высока, что ипотека – это единственный способ покупки своего собственной квартиры или дома. Но семьям, в которых есть 2 и более детей, вопрос ипотеки становится животрепещущим. Как правило, в таких семьях работает только папа, а мама занимается детьми.

В 2007 году государство запустило программу денежной помощи семьям, в которых после 2007 года родился или был усыновлён второй (или последующий) ребёнок. Эти семьи имеют право обратиться в ПФР за получением сертификата, дающего им право на использование материнского (семейного) капитала.

В начале 2007 года, когда программа только была запущена, сумма маткапитала составляла 250 000 рублей. Затем каждый год этот показатель индексировался в соответствии с установленным уровнем инфляции. Так, в 2015 году, значение материнского капитала стало 453 026 рублей.

Затем индексация была прекращена, так как бюджет страны «не тянул» из-за экономического кризиса. На сегодняшний день, индексация так и не возобновилась, и на 01.01.2018 года величина маткапитала осталась на отметке в 453 026 рублей.

Реализацией этой государственной программы занимается Пенсионный Фонд России. Именно на него возложены функции по регулированию данных выплат и соблюдению законности их использования. Важно понимать, что это не наличные деньги, и обналичить их и получить некую (или всю) сумму на руки невозможно. Если кто-то предлагает это сделать, то он нарушает закон. Его необходимо привлечь к ответственности.

Когда программа только разрабатывалась, сразу было понятно, что эти средства будут использовать только на достижение определённых целей. Но эти цели нужно было точно обозначить. Какие направления являются приоритетными для семей с детьми? Конечно же, улучшение жилищных условий! Именно так используют средства маткапитала большинство семей.

Многие банки выдают ипотечные кредиты под материнский капитал. Если у семьи есть сумма на оплату первоначального взноса, то сертификат лучше всего использовать на погашение основного «тела» кредита. Это позволит значительно снизить сумму ежемесячного платежа.

Поэтому средства материнского капитала можно использовать следующим образом:

  • внести в качестве первоначального взноса для получения ипотечного кредита;
  • оплатить этими средствами часть основного долга, значительно снизив сумму ежемесячного платежа.

Для получения средств необходимо связаться с банком, который будет выступать в роли кредитора. Именно он будет выступать в качестве посредника с банком. Но придётся подождать, пока ПФР одобрит заявку и переведёт средства на счёт банка. На это, как правило, уходит порядка двух месяцев.

Список документов для получения ипотеки с использованием мат капитала

Средства материнского капитала можно использовать в качестве первоначального взноса на покупку квартиры или дома. Многие банки «с удовольствием» оформляют такие кредиты.

До 2015 года использовать средства маткапитала можно было лишь после того, как тому ребёнку, на которого эти средства предоставлялись, исполнится 3 года. Но сейчас, если родители хотят вложить эти средства в покупку жилья, можно не ждать трёх лет. Однако ПФР не одобряет такое использование средств, когда деньги нужно переводить кому-то, кроме банка.

Пакет документов стандартный, их нужно подавать в ПФР РФ. Это:

  • заявление в ПФР с просьбой перевести средства маткапитала на счёт конкретного банка, в котором семья оформляет ипотеку для покупки жилья. В заявлении обязательно нужно указать, с какой точно целью эти средства будут израсходованы. В данном случае, «в качестве первоначального взноса»;
  • паспорт заявителя – нужна копия страниц с личными данными и с отметкой о регистрации;
  • если владелец сертификата не может по каким-либо причинам самостоятельно подать документы, то за него это может сделать доверенное лицо. При этом необходима нотариальная доверенность и паспорт доверенного лица;
  • кредитный договор можно заключить как на обладателя сертификата (как правило, это мать), так и на супруга. Если супруги решили действовать по второму варианту, то необходим паспорт супруга, а также копии страниц с личными данными и регистрацией;
  • копия кредитного договора, заключенного с банком, или договора целевого займа с кредитным потребительским кооперативом (КПК);
  • копия договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию;
  • заверенное у нотариуса письменное обязательство оформить жилье в собственность всех членов семьи с указанием размера долей по соглашению не позднее, чем через 6 месяцев после снятия обременения, ввода жилья в эксплуатацию или перевода средств от ПФР.

В зависимости от того, какой объект недвижимости супруги решили приобрести, им нужно будет приложить ещё и дополнительные документы:

  1. Если покупается жильё на вторичном рынке недвижимости, то нужны будут:
    • копия договора купли-продажи после его государственной регистрации;
    • копия свидетельства о праве собственности от предыдущего владельца. Этот документ необходим, если покупаемая недвижимость не находится под обременением.
  2. Если супруги вкладывают средства материнского капитала в долевое строительство, то нужны будут:
    • копия договора об участии в долевом строительстве с отметкой о госрегистрации;
    • выписка, которая содержит сумму, внесенную в счет уплаты цены договора, и неуплаченную сумму;
  3. Если супруги берут ипотеку для строительства дома под ИЖС с оформление залога на этот дом, в ПФР предоставляются:
    • копия разрешения на строительство;
    • копия договора строительного подряда.

Документы для погашения ипотеки материнским капиталом

Можно направить средства из материнского капитала на погашение основного долга по ипотеке. Такой вариант возможен, если у семьи есть средства на первоначальный взнос. Направив средства капитала на погашение «тела» кредита, семья заметно уменьшит сумму ежемесячного платежа по ипотечному кредиту.

Для того чтобы направить средства капитала на погашение основного долга по ипотечному кредиту, необходимо подготовить следующие документы:

  • основной пакет:
    • заявление в ПФР установленного образца;
    • СНИЛС заявителя;
    • его паспорт. Если кредит оформлялся на одного супруга, а второй (то есть владелец сертификата) выступал в качестве созаёмщика, то нужны паспорта обоих супругов. Нужно сделать копии первой страницы, на которой указаны личные данные, и страницы, на которой проставлен штамп о регистрации;
    • сам сертификат;
    • иногда требуют свидетельство о браке, но этот документ не входит в перечень обязательных;
  • дополнительный пакет:
    • копия ипотечного договора со штампом нотариального заверения;
    • справка из банка, в которой указана сумма непогашенного долга и сумма процентов по кредиту;
    • выписка из ЕГРП, в которой будет указано, что право собственности на «ипотечное»» жильё зарегистрировано должным образом;
    • письменное обязательство основного заемщика, в котором сказано, что в срок до 6 месяцев после полного погашения кредита все члены семьи будут зарегистрированы в качестве собственников этого жилья;
    • выписка из домовой книги, в которой указано точное количество человек, которые прописаны на постоянной основе в «ипотечном» жилье;
    • копия лицевого счета основного заёмщика.

Эти документы представляются в ПФР для того, чтобы он осуществил перевод средств на счёт банка – кредитора. Но и сам банк требует от своего заёмщика пакет документов. В него входит:

  • заявление соответствующей формы;
  • копия паспорта заёмщика, заверенная у нотариуса. Если второй супруг выступает созаёмщикм, то нужна будет копия и его паспорта;
  • копии документов обоих супругов, которые гарантируют банку, что кредит будет погашен. Как правило, хватает копии трудовой книжки с записью о трудоустройстве;
  • справка по форме 2-НДЛФ, в которой прописана зарплата. Бумага должна содержать сведения за последние полгода;
  • договор на покупку жилья;
  • выписка из ЕГРП, подтверждающая тот факт, что собственность на «ипотечное» жильё оформлена должным образом.

Это основной пакет документов, но банк может потребовать и дополнительные:

  • копию сертификата на маткапитал;
  • выписку с того банковского счёта, на который ПФР уже перевёл средства маткаритала;
  • если оба супруга выступают в качестве заёмщиков, то нужны документы, гарантирующие платёжеспособность обоих.

Важно! Это примерный список дополнительных документов. Каждый банк имеет право потребовать и другие бумаги. Поэтому прежде чем направлять средства маткапитала на погашение долга, необходимо уточнит в банке-кредиторе точный список документов.

Документы на строительство дома с использованием мат капитала

Строительство собственного дома – это одно из направлений, по которым можно использовать материнский капитал. В понятие строительство, именно для целевого использования средств, в этом случае вкладываются следующие действия:

  • распоряжение средствами для строительства нового дома «с нуля»;
  • использование сертификата на достройку или реконструкцию уже построенного ранее дома;
  • выделение средств на достройку уже практически построенного дома.

Заниматься строительством дома можно самостоятельно, а можно использовать подрядные организации. В последнем случае ПФР перечислит средства на счёт подрядчика только после того, как последний предоставит смету. Средства будут перечислены в пределах маткапитала.

Если же семья решила строить своими силами и вложить в строительство маткапитал, то 50% будут перечислены на счёт при первичном обращении, а остальные 50% только после того, как дом будет полностью достроен. В ПФР нужно представить следующие документы:

  • заявление от того родителя, на чьё имя был выписан сертификат. Как правило, это мама;
  • оригинал сертификата;
  • документы всех членов семьи. Нужны и оригинал, и копии;
  • документ, подтверждающий возникновение права собственности на землю;
  • документы, подтверждающие тот факт, что на этой земле можно строить дом для семьи;
  • если семья решила обратиться в подрядную организацию, то необходим договор подряда;
  • письменное и заверенное у нотариуса обязательство, что право собственности на всех членов семьи будет зарегистрировано в течение полугода после того, как дом будет достроен.

Документы для получения кредита на автомобиль

Долго обсуждалась возможность использования средств материнского капитала на покупку автомобиля или погашение автокредита. Но так как это всё-таки семейный капитал, то при использовании средств на покупку автомобиля возникала необходимость оформления ТС в общую долевую собственность обоих родителей и всех детей в семье. А это определённые сложности при дальнейшей его продаже.

На федеральном уровне нельзя использовать эти деньги на покупку машины. Но многие регионы выделяют своим семьям «региональный материнский капитал». Его можно использовать на покупку машины. Какие точно нужны документы, необходимо узнавать в отделении социальной защиты по региону, так как именно этот госорган занимается распределением средств регионального маткапитала.

Документы на получение единовременной выплаты из маткапитала

В самый разгар экономического кризиса в 2015 и 2016 годах Правительство разработало антикризисную меру в помощь семьям, в которых подрастают дети, и которые получили сертификат материнского капитала. Мера была в том, чтобы дать этим семьям возможность получения единовременной выплаты из средств этого капитала.

Сумма выплат в 2015 и 2016 годах составила 20 и 25 тысяч рублей соответственно. Более 2 млн. семей смогли реализовать такое право. Согласно отчётам ПФР больше всего выплат было сделано летом 2015 и 2016 годов.

Однако с 2017 года, как только экономика страны стала выравниваться, эту меру помощи отменили. Некоторые семьи «по инерции» собирались писать заявление на получение единовременной выплаты, но Правительство не продлило действие этой антикризисной программы.

Поэтому ни в 2017 году, ни 2018 году, единовременные выплаты из средств материнского капитала производиться не будут. Любые попытки получить наличные деньги, используя этот сертификат, являются мошенничеством.

0
Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: