В Трудовом кодексе впервые появилась специальная статья, посвященная трудовым отношениям при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации (ст. 75). Она прежде всего предусматривает, что при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером (см. также п. 4 ст. 81 ТК).
Появление в Кодексе такого правила объясняется тем, что в условиях перехода к многоукладной экономике новый собственник должен иметь право решить вопрос о смене руководящих работников организации, которые обладают особым правовым статусом в связи с характером их труда (см. гл. 43 "Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации").
О гарантиях руководящим работникам организации при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника см. ст. 181 ТК.
Возможность расторжения трудового договора с названными руководящими работниками (_ 1) - исключение из общего правила. По общему правилу, смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (ранее такое правило содержалось в ст. 29 КЗоТ).
Однако ст. 75 ТК в отличие от КЗоТ предусматривает, что в случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается не по собственному желанию работника, а из-за его отказа от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации (п. 6 ст. 77 ТК).
Что же касается сокращения численности или штата работников, то при смене собственника имущества организации оно допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.
С согласия работника трудовые отношения продолжаются и при изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
При отказе работника от продолжения работы в указанных случаях трудовой договор прекращается так же, как при смене собственника имущества организации (п. 6 ст. 77 ТК).
При реорганизации организации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) трудовые отношения с согласия работника продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе работодателя возможно только при сокращении численности или штата работников и по другим основаниям, предусмотренным законодательством о труде (см. ст. 81 ТК).
Реорганизация юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом (ст. 57-59) и иными актами, принятыми на его основе.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. В указанных случаях передача прав и обязанностей производится в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица или выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности ликвидированного или реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обстоятельствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (в том числе работников), включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед кредиторами (в том числе работниками).
При реорганизации предприятия его функции сохраняются (см.: Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации - БВС РФ. 1993. N 10).
При рассмотрении споров, связанных с реорганизацией общества с ограниченной ответственностью в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования, необходимо учитывать порядок ее проведения, а также требования о приведении учредительных документов общества в соответствие с законодательством (ст. 51-56 Федерального закона от 14 января 1998 г. (8 февраля 1998 г.) N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785). При этом нужно иметь в виду, в частности, следующее:
а) при слиянии обществ договор об их слиянии, утвержденный общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации, подписывается всеми участниками создаваемого в результате слияния общества и является наряду с уставом его учредительным документом. Данный договор должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом к сделкам и Законом - к учредительному договору;
б) при присоединении одного или нескольких обществ к другому общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации, принимает решение об утверждении договора о присоединении (не являющегося учредительным документом), а общее собрание участников присоединяемого общества принимает также решение об утверждении передаточного акта. Совместное собрание участников обществ, участвующих в реорганизации, вносит изменения в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, связанные с изменением состава участников общества, размером долей его участников и др.;
в) при разделении общества наряду с решением о проведении такой реорганизации общим собранием участников общества принимается решение об утверждении разделительного баланса. Участники каждого общества, образованного в результате разделения, подписывают учредительный договор и утверждают устав общества;
г) в случае выделения общества общее собрание участников реорганизуемого общества принимает решение о такой реорганизации, определяет условия создания нового общества, утверждает разделительный баланс и вносит изменения в учредительные документы в связи с изменением состава участников общества, размеров их долей в уставном капитале и др.
Участники выделяемого общества подписывают учредительный договор и утверждают устав созданного в результате выделения общества;
д) при преобразовании общества в акционерное общество, производственный кооператив или общество с дополнительной ответственностью оно должно руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса и нормами федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", "О производственных кооперативах".
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при условии представления (наряду с новыми или измененными учредительными документами обществ) доказательств уведомления кредиторов о проводимой реорганизации в порядке, установленном Законом (см. п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" - Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам. С. 402-403).
В соответствии с п. 1 ст. 68 ГК хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразований обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ), закрытых в открытые и открытых в закрытые.
Однако изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (см. п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" - Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам. С. 346). В связи с этим при преобразовании акционерного общества нет оснований говорить о ликвидации работодателя - юридического лица.
Указом Президента РФ (п. 3) от 2 апреля 1992 г. N 322 (Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 825) предусмотрено, что с момента подачи заявки на приватизацию предприятия, подразделения и до момента возникновения права собственности у покупателя (либо до первого собрания акционеров) администрации предприятия запрещается осуществлять реорганизацию, ликвидацию, изменять структуру, штатное расписание и увольнять работников предприятия (кроме увольнения по собственному желанию).
Уведомление работников предприятия-банкрота о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде осуществляет конкурсный управляющий (см. п. 3 ст. 101 Федерального закона от 10 декабря 1997 г. (8 января 1998 г.) N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222).
Для защиты трудовых прав работников при несостоятельности (банкротстве) работодателя законодательство предусматривает, что в первую очередь погашается задолженность по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь погашается оставшаяся задолженность по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту) и выплате авторских вознаграждений (см. ст. 94, 106 того же Закона).
При продаже предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия (ч. 2 ст. 96 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ; см. также: БВС РФ. 2000. N 11. С. 6).
Смена собственника государственного и муниципального имущества может быть в результате приватизации этого имущества, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2001 г. (21 декабря 2001 г.) N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251).
Согласно ст. 1 этого Закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возможное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Правительство РФ ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Он содержит перечень федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации (ст. 7 того же Закона).
Со дня утверждения указанного плана и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия (ст. 14 того же Закона).
При продаже акций открытого акционерного общества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательному включению в информационное сообщение подлежат сведения о перечне основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется этим обществом, и численности его работников (ст. 15 того же Закона).
Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до их приватизации.
По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации вновь созданного ОАО его работники (представители работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган ОАО могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.
Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством о труде (ст. 17 того же Закона).
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивает силу Федеральный закон от 24 июня 1997 г. (21 июля 1997 г.) N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3595).
О государственной регистрации перехода права собственности при смене собственника имущества организации см. ст. 131 ГК и Федеральный закон от 17 июня 1997 г. (21 июля 1997 г.) N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.