Что такое услуги аутсорсинга

Задать вопрос юристу бесплатно
04.12.2018

Аутсорсинг на сегодняшний день довольно популярен. Им пользуются многие ведущие мировые компании. Что это такое? Чем он отличается от аутстаффинга?

Что такое аутсорсинг простыми словами

Это заимствованнное слово. Оно пришло в Россию из Великобритании. Означает оно «использование извне». В России аутсорсинг – это передача части своих производственных функций другой компании.

Компания, чтобы достигнуть целей своего создания и развития, использует для этого ресурсы сторонней организации. Основными компонентами аутсорсинга являются:

  • обязательное наличие соответствующего договора о передаче другой фирме части своих процессов и функций;
  • передача лишь непрофильных дел, таких как бухучет, учет и подбор персонала, хозяйственное обеспечение, IT подержка, логистика и перевозки и т.д.;
  • долгий срок договора — не менее, чем на один год.

Использование сторонних ресурсов возможно лишь в том случае, если второй стороной таких взаимоотношений является компания, юридическое лицо. Аутсорсинговая компания – это фирма, оказывающая услуги другим фирмам и компаниям. Как правило, это бухгалтерские, юридические или компьютерные услуги.

Эти компании можно разделить на:

  • узкоспециализированные. Они оказывают услуги по одному направлению. Например, только бухгалтерские;
  • широкоспециализированные. Они оказывают довольно широкий спектр услуг другим компаниям.

На сегодняшний день российские компании используют и аутсорсинг, и аутстаффинг. В чём отличие? Главное отличие заключается в следующем:

  • аутстаффинг – это передача в аренду рабочего капитала. Он обязуется выполнить ряд работ в рамках заключённого договора. Чаще всего, эти работы никогда ранее не выполнялись штатными работниками заказчика;
  • аутсорсинг – это выполнение ряда работ сторонней организацией. Кроме того, эти работы ранее выполнялись штатными работниками заказчика.

Ещё несколько отличий:

  • способ расчета. Аутсорсер получает заработную плату по факту выполненной работы, аутстаффер имеет постоянный рабочий оклад;
  • наем. В случае аутсорсинга заключается простое соглашение подряда, в то время как при аутстаффинге рабочий персонал трудоустраивается в штате компании-клиента;
  • принцип организации рабочего процесса. Аутсорсинг предполагает работы полного цикла, в то время как аутстаффинг имеет временной характер, строго прописываемый в заключаемом договоре.

Еще одним немаловажным отличием служит набор обязанностей. Так, аутсорсингу присущи задачи интеллектуального характера (юридическая поддержка, учет бухгалтерии и кадровое делопроизводство). Аутстаффер может заниматься любой работой.

Виды аутсорсинга

В России работают следующие виды аутсорсинга:

  • ведение бухгалтерского учета. Наиболее популярный вид в России. Дело в том, что для найма штата бухгалтеров необходимо иметь достаточно финансовых ресурсов. Стоимость услуг сторонней организации несколько дешевле. К тому же всегда есть риск того, что нанятый бухгалтер не имеет должной квалификации, и штрафы за его ошибки придётся платить компании;
  • ведение кадрового делопроизводства;
  • расчеты заработной платы сотрудников;
  • осуществление операций по налогообложению;
  • обслуживание оборудования;
  • обеспечение функционирования офиса;
  • программное обеспечение;
  • техническое обслуживание;
  • выполнение письменных, устных, синхронных переводов;
  • информационное обеспечение;
  • создание и контроль рекламных компаний;
  • обеспечение безопасности;
  • регулирование правовых вопросов предприятия;
  • разработка и реализация проектов;
  • управление логистикой и доставкой;
  • уборка;
  • выполнение производственных функций.

Преимущества и недостатки

Как и у любой другой услуги, у аутсорсинга есть свои преимущества и недостатки. К плюсам данной услуги можно отнести:

  • экономию временных и финансовых ресурсов. Порой заработная плата штатного сотрудника бывает выше, чем стоимость услуг аутсорсинговой компании, а объём работы не так уж и велик. За штатного работника нужно делать отчисления в фонды, а также отчитываться по НДФЛ. За аусторсера этого делать не нужно, так как он не состоит в штате;
  • качество работы нанятой компании иногда намного выше, чем у своего работника. Дело в том, что за ошибки своих сотрудников убытки терпит аутсорсинговая компания, а за ошибки штатного работника платит работодатель. Работник финансово не заинтересован в выполнении работы быстро и качественно, так как чаще всего он «сидит» на окладе. Нанятая фирма беспокоится о своей репутации, поэтому качество оказываемых услуг довольно высоко;
  • отношения с аусторсинговой компанией можно прекратить в любой момент, соблюдя все условия прекращения договорных отношений. Уволить штатного неквалифицированного работника намного сложнее. Заставить его написать заявление «по собственному желанию» работодатель не имеет права, а увольнять за виновные действия довольно сложно. Кроме того, всегда есть вероятность того, что уволенный сотрудник пойдёт в суд и оспорит увольнение. Работодателю придётся снова взять его на работу, выплатить ему денежную компенсацию. А это снова затраты;
  • наняв стороннюю организацию для ведения того или иного участка работы, у бизнесмена появляется время для того чтобы развивать свой бизнес, направить на это все свои силы, сосредоточиться на развитии и повышении конкурентоспособности;
  • экономия нервов собственника бизнеса в части трудовых споров. Не стоит опасаться того, что штатный работник уволится, не выполнив свою работу, или уйдёт в декретный отпуск на несколько лет, и нужно будет срочно искать замену.

Аусторсинговая компания связана сроками выполнения работы, которые прописаны в договоре. Нарушение этих сроков приводит к упадку репутации, штрафным санкциям и прочим неприятностям. Поэтому нанятые работники выполняют её быстро и качественно, иногда работая без выходных и засиживаясь допоздна.

Свои же сотрудники иногда «отсиживают» с 9 до 18 часов, иногда приступая к выполнению своих непосредственных обязанностей. Нередко можно увидеть, как работницы бухгалтерии пьют чай «не в отчётный период». При этом заработная плата им начисляется постоянно.

Но у аутсорсинга есть и недостатки. К ним можно отнести:

  • неудовлетворительный конечный результат. Бывает так, что вся работа, прописанная в договоре со сторонней компанией, выполнена качественно и в срок, а результат получился совершенно не тот. Передать его стоит определенную цену, а это уже убытки заказчика услуги;
  • в договоре с компанией всегда прописываются условия конфиденциальности, но на практике не всегда удаётся уследить за уволенными аутсорсерами. Взыскать с них суммы компенсации невозможно. При этом важно понимать, что соблюдение условий договора – это репутация аутсорсинговой компании;
  • контроль над аутсорсером всегда меньше, чем за штатным работником. Нередко сторонний сотрудник делает заказанную ему работу не в пределах офиса заказчика, а в своем офисе. Это не даёт возможности заказчику его контролировать;
  • сторонняя организация, как и любое другое юридическое лицо, может обанкротиться. Риск есть всегда! Банкротство нанятой компании означает, что заказчик будет терпеть убытки и не получит заказанную работу.

Поэтому, принимая решение о передаче части своих работ в другую фирму, стоит оценить все плюсы и минусы данного решения.

Примеры аутсорсинга

В России довольно много крупных компаний пользуется аутсорсинговыми услугами. Вот несколько примеров:

  • компания IKEA занимается розничной продажей. Но для более успешного ведения своего бизнеса она пользуется услугами более 2 500 сторонних организаций. Это позволило довольно успешно выстроить бизнес за короткий промежуток времени;
  • компания NIKE. Она уже много лет занимается только разработкой новых моделей. Производство, торговлю и прочие функции переданы на аутсорсинг;
  • автомобильные бренды, в частности, FORD. Самостоятельно они производят лишь треть своей продукции. Всё остальное передано субподрядчикам.

Это наиболее яркие примеры использования услуг сторонних компаний в российских реалиях. Есть ещё кадровые агентства, которые успешно функционируют на российском рынке. Многие крупные работодатели самостоятельно не подбирают себе кадры, а обращаются к профессионалам.

Перспективы развития рынка аутсорсинга

Преимуществ аутсорсинга довольно много, таким компаниям доверяют крупные фирмы. Но стоит правильно оценивать перспективы развития данного направления в России.

Российский бизнес – рынок, развивающийся в условиях жёсткой конкуренции. Чтобы добиться успеха и получать прибыль, на начальном этапе приходится много трудиться и много времени посвящать именно развитию.

Аутсорсинг помогает коммерсантам сосредоточиться именно на развитии и не тратить время на подбор кадров, разборки с налоговыми службами из-за неквалифицированного бухгалтера и прочее. Это помогает значительно снизить издержки и траты, и сэкономить время. А это самые ценные ресурсы!

Поэтому спрос на услуги аутсорсинговых компаний растёт постоянно. Сейчас, в век интернета, многие фирмы желают иметь свой сайт, чтобы он работал исправно, привлекая клиентов, чтобы он имел эксклюзивный дизайн. Но с сайтом нужно постоянно работать, его модифицировать, отслеживать его привлекательность для клиента и посещаемость. Это работа web- мастеров и web-дизайнеров. Держать их в штате не имеет смысла, так как они не задействованы в производственном процессе и их услуги нужны время от времени. По этой причине привлекают сторонних специалистов.

По мнению экспертов, аутсорсинг в России будет развиваться и дальше. Возможно, всплывут новые направления оказываемых услуг. Но не стоит забывать о проблемах, которые можно получить, обратившись в стороннюю компанию:

  • потеря конфиденциальности. Всегда есть риск того, что к информации получат доступ конкуренты, используют её в своих целях и, тем самым, нанесут вред. Это может произойти из-за недобросовестности аутсорсера, и это главная проблема, по которой российские фирмы не хотят использовать бухгалтерские услуги на аутсорсе;
  • деятельность таких фирм пока плохо регулируется на законодательном уровне. Нет единой базы, нет рейтинга таких фирм. Из-за этого найти порядочную стороннюю компанию, имеющую в своём штате профессионалов, довольно сложно;
  • снижение оперативности выполнения поставленных задач. Так как услуги выполняются третьим лицом, скорость их производства может быть снижена из-за дополнительных разъяснений и пояснений.

Итоги

Аутсорсинг в России развивается успешно. Но с 01.01.2016 года, в ТК РФ были внесены изменения, которые запрещают использование заёмного труда в России.

Некоторые предприниматели расценивают это как полный запрет на аутсорсинг в России, но это не так! Данная норма имеет отношение к аутстаффингу, то есть к «аренде персонала». И то, она его полностью не запрещает, а просто внесла некоторые коррективы.

Прежде чем нанимать стороннюю компанию для выполнения работ, стоит правильно оценить все плюсы и минусы. Огромный плюс – это экономия времени и средств, а также возможность предъявления судебных претензий при некачественном выполнении услуги. Если будет доказано, что компания – заказчик терпит убытки из-за третьей организации, последняя будет обязана возместить убытки.

Это относится к бухгалтерскому аутсорсингу. Если вовремя не будет сдана отчётность, или налоги будут посчитаны неверно или уплачены несвоевременно, то штраф должен будет заплатить именно заказчик, так как налогоплательщиком является именно он. При этом он сможет потребовать оплаты этих штрафов, а также взыскать компенсацию по договору.

1.00

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: