Должностная инструкция продавца

Задать вопрос юристу бесплатно
31.10.2019

Должностная инструкция – это локальный документ, который должен быть на каждом предприятии. В этом документе указаны все основные служебные обязанности того или иного сотрудника, в зависимости от занимаемой им должности, его профессиональных качеств и специфики выполняемых трудовых функций.

 

Работодатель должен, перед тем как принять на работу нового сотрудника и подписать с ним трудовой договор, ознакомить его с должностной инструкцией. Если не соблюсти эту процедуру, то привлечь работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение своих должностных обязанностей работодатель не сможет.

Инструкция разрабатывается кадровиками совместно со специалистами юридического отдела. Утверждает её работодатель или же наёмный руководитель, если он наделён такими полномочиями. На документе должна стоять главная печать работодателя.

Должностные обязанности продавца

В каждом магазине обязанности у продавцов разные. Они могут быть шире или уже, в зависимости от специфики деятельности магазина и трудовых функций, которые должен выполнять продавец.
В должностные обязанности продавца, как правило, входит:

  • работа в специальной секции магазина, в которой он может работать без опасений и принимать деньги от покупателей;
  • если в магазине нет таких секций, а продавец является многофункциональным работником, то он должен также провести консультационную беседу с покупателем;
  • расстановка и пополнение товара на витринах и стеллажах. Сделать это он должен до открытия магазина;
  • должен вести кассовую книгу, предоставлять её бухгалтеру-кассиру;
  • ежедневно снимать отчёт по кассовой ленте;
  • несение обязанности за сохранность кассового аппарата;
  • инкассация денежных средств из кассы;
  • приёмка и учёт поступающего товара;
  • участие в инвентаризации;
  • отслеживание недостающего товара;
  • составление заявок на отсутствующий товар;
  • наклейка ценников на товар;
  • в случае необходимости, передача товара в другую секцию, магазин или филиал. Продавец обязан составить акт передачи;
  • несёт ответственность за чистоту своей рабочей секции. Если секции нет, и продавец работает на кассе в магазине самообслуживания, то он должен соблюдать чистоту на своём рабочем месте – протирать своевременно транспортную ленту и поддерживать кассу в исправном состоянии;
  • соблюдать номы этикета при обращении с покупателями, не грубить и не хамить им;
  • если в магазине проходят акции или есть специальные предложения на товар, то продавец должен информировать о них покупателей;
  • должен уметь принять товар на возврат, составить соответствующий документ и оповестить об этом старшего продавца или товароведа;
  • соблюдение техники безопасности и норм охраны труда;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка и дисциплины труда;
  • выполнение некоторых поручений (в рамках своих обязанностей) от своего непосредственного начальника.

Основные права

В перечень основных прав сотрудника, работающего в должности продавца, можно отнести следующие:

  1. Получение сведений о различных решениях и проектах руководства организации при условии, что они имеют прямое отношение к профессиональной деятельности продавца.
  2. Выдвижение для последующего рассмотрения руководством:
    • предложений по улучшению трудовой деятельности продавца в организации, различных рекомендаций для общего улучшения системы функционирования компании и т.д.;
    • требований к руководству компании о предоставлении всех необходимых условий для качественного исполнения продавцом возложенных на него должностных обязанностей.
  3. Принятие самостоятельных решений в рамках компетенции, которая имеется у продавца.
  4. Получение различной информации, которая связана с трудовой деятельностью продавца, включая некоторые изменения в ранее существовавшем порядке работы и т.д.
  5. Обращение внимания руководства на необходимость срочного устранения различных недостатков, которые мешают продавцу качественно исполнять возложенные на него трудовые функции.
  6. Получение всех необходимых документов, техники, а также иных приборов и материалов, которые требуются продавцу в его регулярной трудовой деятельности.
  7. Возможность отказаться от исполнения своих профессиональных обязательств, если условия труда в настоящий момент времени не соответствуют установленным стандартам либо могут оказаться опасными для сотрудника.

Ответственность продавца

На продавца, как и на любого другого сотрудника, после официального трудоустройства будут возложены определенные обязательства. В случае их невыполнения либо некачественного исполнения, в отношении сотрудника могут быть применены меры ответственности следующих видов:

  1. Дисциплинарная ответственность. Данный вид наказания можно по праву назвать наиболее популярным. Именно он регулярно применяется работодателями в самых различных профессиональных областях. Назначаемая директором дисциплинарная ответственность предусматривает следующие формы наказания:
    • замечание. Является наименее серьезной мерой ответственности. Применяется в том случае, если сотрудник совершил нарушение установленных правил трудовой дисциплины в первый раз. Например, опоздал на работу либо, наоборот, ушел со своего рабочего места несколько раньше, чем нужно;
    • выговор. Является более серьезной формой наказания для сотрудника. Может быть применен в том случае, если подчиненный периодически нарушает действующие правила трудовой дисциплины в организации;
    • увольнение. Его можно назвать наиболее серьезным видом ответственности. В случае применения данной санкции, работодатель принимает одностороннее решение об увольнении сотрудника, вне зависимости от его собственного мнения и желания. Естественно, подобная мера наказания должна быть оправдана. То есть данная санкция может быть назначена только в том случае, если это наказание будет соответствовать нарушению, совершенному подчиненным. Нередко эта санкция назначается при систематическом нарушении сотрудником установленных правил.
  2. Материальная ответственность. В случае ее наступления, в отношении сотрудника будут установлены обязательства по предоставлению работодателю соответствующей денежной компенсации за ранее причиненный ущерб. Однако здесь каждому руководителю организации необходимо помнить о некоторых важных правилах, при исполнении которых примененные к сотруднику санкции действительно будут являться правомерными:
    • официальные претензии работодатель сможет предъявить к своему подчиненному только в том случае, если ранее сотрудником был подписан специальный договор об установлении материальной ответственности. Подписание данного документа с продавцом является обязательной процедурой, так как этот работник постоянно имеет дело с денежными средствами. Следовательно, в случае их пропажи либо иных чрезвычайных происшествий в организации, работодатель сможет взыскать с подчиненного компенсацию за причиненный ущерб;
    • взыскание материальной компенсации может быть произведено работодателем только в случае наличия у него неопровержимых доказательств вины конкретного сотрудника. Для этого руководителем, еще до применения тех или иных санкций, должно быть проведено внутреннее расследование. Если речь идет о пропаже денежных средств – значит, сначала касса должна быть подвергнута инвентаризации. В качестве доказательств должны быть использованы различные внутренние акты, созданные работодателем в присутствии независимых свидетелей, а также показания свидетелей, зафиксированные в письменной форме, и иные материалы;
    • если все доказательства вины конкретного сотрудника действительно были собраны, значит, работодатель вправе принять решение об установлении соответствующей компенсации. Сумма компенсации определяется в индивидуальном порядке. Для начала устанавливается точная цена ущерба, который был причинен подчиненным;
    • после того как сумма ущерба будет установлена, работодатель должен решить, каким именно образом с сотрудника следует взыскать соответствующие денежные средства. Если сумма достаточно большая – значит, деньги должны взыскиваться постепенно. Для этого из основной заработной платы сотрудника регулярно будут вычитаться определенные суммы до момента полного погашения ущерба. Вычет происходит на основании официального распоряжения руководителя, которое передается в отдел бухгалтерии.
  3. Уголовная ответственность. Может быть установлена в отношении провинившегося сотрудника только уполномоченными организациями, например, судебным учреждением. Уголовная ответственность применяется только в том случае, если сотрудником было совершено серьезное преступление. Если говорить о продавцах – наиболее распространенным видом преступления у данных сотрудников зачастую являются кражи денежных средств. В таком случае работодатель будет вправе обратиться в полицию для проведения дальнейшего расследования этим органом и последующей передачи дела в суд.

Следует отметить, что в процессе своей деятельности работодатель вправе использовать в отношении своих сотрудников только те виды ответственности, которые были установлены законодательными нормами. Если опираться на существующую практику, можно увидеть, что нередко руководители пытаются применить и внедрить другие виды наказания. Наиболее распространенным из них является установление денежных штрафов для сотрудников. Однако необходимо помнить, что подобные нововведения не являются правомерными. В случае применения работодателем несанкционированных мер ответственности, у сотрудников будет иметься законное право на подачу официальных претензий.

Продавец продовольственных товаров

Продавец продовольственных товаров относится к категории технического персонала. Назначение на должность данного сотрудника осуществляется на основании официального приказа руководителя организации. Должностные обязанности данного служащего будут несколько отличаться от обязанностей продавца непродовольственных товаров, в частности:

  1. Прежде всего, продавец должен отвечать за качество товаров и за соответствие установленным стандартам. Именно поэтому в прямые обязанности продавца будут входить следующие:
    • подготовка товара к продаже – проверка имеющейся у него упаковки, ее целостности, соответствие заявленным требованиям;
    • осуществление постоянного контроля над соблюдением срока годности товара, избавление от бракованных товаров или товаров с уже закончившимся сроком годности.
  2. Особое внимание продавец продовольственных товаров обязан уделять и своему рабочему месту. В частности, он должен постоянно содержать его в чистоте, производить регулярную уборку, а также выполнять иные необходимые действия.
  3. Важные обязательства продавца продовольственных товаров устанавливаются и в отношении самой процедуры продажи. В частности, продавец несет прямую ответственность за надлежащее оформление ценников, а также иных обязательных документов. Помимо этого, все товары на витринах должны быть рассортированы в соответствии с группами, к которым они относятся.
  4. Активное участие продавец также должен принимать в оформлении поступления очередной партии товара. Здесь в его прямые обязанности будет входить проверка представленных поставщиком документов, а также осмотр самого товара на предмет наличия у его упаковки различных повреждений и иных недостатков.
  5. И, наконец, продавец продовольственных товаров должен уметь общаться с покупателями, предоставлять им всю необходимую информацию относительно той или иной единицы товара, а также предпринимать все требуемые попытки для разрешения возникших споров с клиентами.

 

Скачать

Скачать образец должностной инструкции продавца в формате .doc вы можете
по этой ссылке

5.00

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: